Медиапространство современной школы - открытая социальная система средств массовой коммуникации
Коммуникационные технологии, используемые в рамках медиапространства современной школы, чаще всего представлены web-страницами (сайтами) в интернет-пространстве, блогами в социальных сетях, печатными изданиями (газета, журнал, альманах), студийными выпусками телевизионных новостей и передач.

Аудитория медиапространства школы - ученики, учителя, администрация, родители, представители образовательных учреждений разного уровня, специалисты из области управления образованием и другие социальные партнеры
В структуру медиапространства современной школы включены не только внутренние школьные СМИ (школьные издания, сайт, блог в социальной сети, школьная студия телевидения), но и каналы взаимодействия с внешними медиа - образовательными изданиями, телевизионными и интернет-каналами.
Медиапространство современной школы решает сразу несколько задач. Во-первых, формирует грамотную и требовательную аудиторию. Во-вторых, предоставляет возможность взаимодействия с внешними СМИ, обеспечивая принцип открытости воспитательно-образовательного пространства школы. В-третьих, формирует профессиональные навыки и компетенции у школьников, включенных в этот вид деятельности. Школьные СМИ - это надежный базис для формирования и апробации компетенций, журналистских талантов школьников. Интерес к общественно-политической журналистике, полученный в школе, может иметь важное профориентационное значение.

Печатные издания
В гимназии №1517 с 2009 года издается научно-популярный альманах «Бозон Хиггса». Альманах выходит в печатной и электронной версиях. Основная цель альманаха «Бозон Хиггса» - публикация исследовательских и проектных работ, научных статей, методических разработок, информационного материала в области науки, техники, исследований во всех областях человеческого знания, пропаганда науки среди школьников.
Редакторский коллектив, состоящий из учеников 5-11-х классов, родителей и педагогов, выполняет все функции по созданию альманаха: сбор и создание материалов, иллюстрации, фоторепортажи, верстка, корректура и непосредственно само издание (в гимназии оборудована мини-типография). В процессе создания альманаха выполняются не только задачи собственно пропаганды науки в образовательном пространстве гимназии, но и задачи, формирующие социально активную позицию, а именно: возможность творческого самовыражения авторов; умение работать в коллективе на равных (командная работа); умение выражать свои мысли в тексте в лимитированном объеме (аргументированно и кратко); получение дополнительных знаний от других участников проекта через их статьи и другие материалы; ответственность за публично высказанное мнение, мысли; развитие представлений о глобальных задачах средств массовой информации; навыки работы с разнообразным программным обеспечением (верстка, обработка звука, обработка изображений, печать).
Научно-популярный альманах выходит 3 раза в год. 2 выпуска - периодические, 1 выпуск - выставочный номер (дайджест) на английском языке. У каждого выпуска альманаха отдельная тема, например, «Наука и время», «Наука и инновации», «Наука и чувства», «Наука и спорт». Собрания редакторского коллектива проходят как в очной, так и в дистанционной форме. Интересно отметить, что как одно из вспомогательных средств создания журнала используются технологии сетевого сообщества. В ВКонтакте создана группа сетевого взаимодействия «Бозон Хиггса». Находясь в любом месте, члены редакторского коллектива могут обсуждать все вопросы, возникающие в ходе работы над номером. Например, дистанционно проходит голосование за тему номера. Голосование обычно начинается в день выхода предыдущего номера и продолжается примерно месяц.
«Бозон Хиггса» не только печатное издание, альманах выполняет функции площадки для взаимодействия, на которой учащихся из разных школ, разных городов и стран обмениваются мнениями, публикуют собственные исследования, проекты, обращаются к ученым, общественным деятелям, получают рецензии и отклики на свою работу. В журнале освещаются все активности, мероприятия, которые проводятся вместе с ребятами с ОВЗ, в том числе и с пользователями социальной сети «Содружество», которая создана и функционирует в информационном пространстве гимназии и направлена на развитие такого взаимодействия.
Ежегодно с 2013 года редакторский коллектив представляет альманах на Международной образовательной выставке BETT в Лондоне. Для этого выпускаются специальные выставочные издания на английском языке.
Интервью специально для альманаха в разное время давали Михаил Леонтьев (ведущий передачи «Однако»), Александр Грек (главный редактор журнала «Natoinal Gejgraphic»), Николай Скорик (главный режиссер МХТ им. А.П.Чехова), Рауль Хаджимба (президент Республики Абхазия), Дмитрий Сухарев (известный ученый, доктор биологических наук) и другие представители науки, искусства, массмедиа, общественные деятели. Важно отметить, что инициаторами, авторами вопросов и корреспондентами, непосредственно общающимися с интервьюируемыми, выступают учащиеся - члены редакторского коллектива.
Кроме научно-популярного альманаха в гимназии №1517 четыре года издается газета «Et Cetera». Газета является печатным органом ученического самоуправления и выходит тиражом 2000 экземпляров 1 раз в месяц. Члены редакторского коллектива - педагоги, родители, ученики 1-11-х классов - самостоятельно пишут статьи, редактируют и обрабатывают публикуемый материал, создают и отбирают фотографии. Главный редактор газеты Константин Тороп, ученик 7-го класса гимназии, уже определился с выбором своей будущей профессии, которую связывает с журналистикой и писательством. Цель гимназической газеты - с одной стороны, реализация творческих способностей гимназистов, с другой - освещение событий гимназической жизни. Самые интересные репортажи публикуются в блоге гимназии на фейсбуке и на сайте гимназии.
Создание школьного периодического печатного издания не только положительно влияет на формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся, но и является важным и эффективным средством формирования социально активной позиции современного школьника.

Телевидение
Немногим больше года в гимназии работает студия гимназического телевидения. Коллектив студии состоит из восьми корреспондентов, трех операторов, пяти монтажеров, одного звукооператора. Руководит студией профессионал своего дела - Екатерина Эдуардовна Ощепкова. Раз в месяц творческий коллектив выпускает новостной видеоблок, а также готовит видеоматериалы для Московского образовательного канала и различные специальные выпуски, формируя телевизионный канал гимназии. Коллектив студии постоянно участвует в мастер-классах, обучающих и практических семинарах, на которых специалисты проводят обучение технологиям работы с телесистемами.
Видеоролики, созданные детской студией ТВ, публикуются на сайте гимназии и на странице гимназии в фейсбуке. Значительное количество отзывов, комментариев и «лайков» указывает на высокую популярность публикаций в формате видеороликов у пользователей.
Московский образовательный канал также является неотъемлемой частью медиапространства гимназии. Образовательное сообщество школы может не только узнать о событиях и трендах в московском образовании, но и посмотреть, чем и как живут наши коллеги, стать участниками образовательных игр.

Интернет-пространство гимназии
С 2010 года в гимназии №1517 существует страничка в фейсбуке. В отличие от сайта страница интерактивна - аудитория подписчиков (более 6000) и пользователи могут оставлять комментарии, отклики, отзывы, выражать свою реакцию на то или иное событие, публикуемое на странице гимназии №1517. При создании страницы мы учитывали, что интернет-пространство современного образовательного учреждения представляет собой информационное поле, которое моментально реагирует на происходящие вокруг изменения. Технология подписок, репостов и тегов позволяет наладить каналы связи с потенциальными партнерами, единомышленниками в сфере образования, распределить публикации по конкретным темам в социальных сетях и блогах.
Одной из ключевых ценностей описанной модели создания школьного медиапространства является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария медиаграмотности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знания, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.
Данная система предъявляет новые требования к современному учителю. Если современные школьники свободно владеют технологиями, школы технически оборудованы, то зачастую среди педагогического состава нет людей, которые могли бы организовывать и поддерживать структурные элементы школьного медиапространства. От учителя требуется умение не только формировать СМИ в соответствии с их миссией и концепцией на имеющейся технологической платформе, но и обучать школьников основам медиаграмотности, которые позволяют сформировать и создать условия для реализации позиции ученика-профессионала, ученика-автора. Комплексный характер системы способов формирования ключевых компетенций школьников подтверждает, что профессиональное развитие педагогов в XXI веке должно основываться на концепции преподавания, включающей методики обучения медиаграмотности.
В работу с медиапространством современной школы обязательно должны быть включены школьники, ведь они интуитивно, быстро и точно схватывают все новейшие тенденции в мире коммуникаций и понимают, что информационно-коммуникационная компетенция - это неотъемлемая часть современного образования. А образование в нашем обществе новейших технологий - кратчайший путь к успеху и самореализации.

Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, учитель информатики, кандидат политических наук, руководитель лаборатории инновационных проектов гимназии №1517;
Мария ЗЮЗЮКОВА, куратор медиапространства гимназии №1517;
Анна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517