С самого начала создания Центра детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька» мы активно занимались вопросом формирования его положительного имиджа. Считается, что формирование имиджа - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Но именно ресурсов как таковых на заре становления организации нам и не хватало. Зато мы хорошо понимали, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной», целевой, аудитории, а это на первом этапе была для театра та часть родителей, которая готова в значительной мере жертвовать своим личным свободным временем ради появления их детей не просто на сцене Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево» (а именно там начинала свой путь «Домисолька»), а на ведущих площадках столицы - в Кремле, ГЦКЗ «Россия» и других.
Чтобы уж совсем не лукавить, следует признать, что бренд «Домисолька» начиная с 1990 года был известен хорошо - композитор и педагог Ольга Юдахина, создавшая на Первом канале российского телевидения первую для обновленной России образовательную музыкальную программу с очень плюсовым по звучанию и восприятию названием, и которая имела достаточно стабильную аудиторию. Программа имела сотни тысяч поклонников и почитателей. Но когда ее закрыли (не сумела автор программы привлечь рекламу памперсов или пива, сделать ее, как теперь принято говорить, «экономически эффективной», а содержательная и воспитательная ее части и море писем телезрителей как аргумент «за» не рассматривались, оттого и стала неинтересна передача для тогдашних отцов канала), Юдахина начала долгий путь по становлению детского музыкального театра, у нее не было никаких ресурсов, кроме благожелательного отношения к ней директора ДТДМ «Хорошево» Нины Цулевой. Появление нового кружка детской песни «Домисолька» никак особо не повлияло на имидж дворца - у него к тому времени уже была устоявшаяся репутация крепкого окружного/городского центра дополнительного образования.
Итак Юдахиной, а чуть позже и мне, с очень узким кругом единомышленников пришлось определять объем и специфику своих ресурсов. И сначала мы не были самостоятельным юридическим лицом, мы были кружком. И мы начали работать, в ряде случаев сами того не понимая, на свой имидж, подсознательно или сознательно - тогда никто этому особого значения не придавал. Это теперь мы видим, что руководители и не подозревают, как много возможностей имеется у образовательной организации для создания ее позитивного имиджа. Причем решение именно этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический процесс, дело лишь в правильном распределении усилий.
- Успешная миссия уникального образовательного проекта «Домисолька», - говорит народный артист РФ, председатель попечительского совета «Домисольки» Дмитрий Харатьян, - связана именно с возможностью детей заниматься любимым делом - музыкально-театральным творчеством и одновременно получать отменный результат - выступать на лучших сценах страны, ведущих телеканалах, представлять Россию на мировых форумах - олимпиадах, выставках. Положительный имидж «Домисольки» сформирован ее руководителями - Ольгой Юдахиной и Иваном Жигановым не только у родителей их детей, театр востребован ведущими российскими артистами, режиссерами, продюсерами. Он любим миллионами поклонников по всей России. У всех них есть твердое убеждение - любой проект с «Домисолькой» обязательно получится, залог тому - высокое мастерство детей, профессионализм педагогов.
- В «Домисольке» за шестью с половиной сотнями талантливых рябят, - добавляет заслуженный работник культуры РФ, отличник просвещения РФ, художественный руководитель телепрограммы «АБВГДЕЙка», член наблюдательного совета «Домисольки» Татьяна Черняева, - стоит целая команда педагогов, воспитателей, организаторов уникального творческого детства и образования, которое назвать «дополнительным» язык не поворачивается. Команда профессионально ведет корабль под звонким названием (уже брендом!) «Домисолька» и успешно преодолевает все рифы и штормы. И положительный, заработанный десятилетиями кропотливой работы имидж придает этому кораблю завидную устойчивость.
Мы пошли по классическим этапам формирования имиджа. Дело в том, что понимание того, что когда-нибудь мы перестанем быть кружком, владело нами с первой минуты существования, мы хотели вырасти в ТЕАТР.
Начали с определения миссии, с анализа внешней среды. Педагогическая специфика учреждения, в котором мы развивались, диктовала свои законы, поэтому нам следовало определиться с базовой идеей нашего образовательного мини-учреждения в составе дворца. Нашей «концепцией», «миссией», изюминкой стали идея, заключенная в слогане «неталантливых детей не бывает» и декларируемый с самого первого дня существования «Домисольки» принцип о неприемлемости детской «звездности» как уродливого социального явления. Мы не растим «звезду», мы растим Личность, главное для нашего театра - команда. Итогом этого этапа было четкое понимание того, каковы наши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами работаем.
Мы прекрасно понимали, что наши дети - это наша главная визитная карточка. Поэтому уровень их понимания - зачем они пришли в театр, чего ждут, о чем мечтают, и куча других тем - главная составляющая наших собеседований и сегодня. Мотивированный ребенок с бoльшей отдачей занимается в театре. За долгие годы работы мы научились практически безошибочно определять, кто из родителей и детей пришел к нам учиться, а кто прискакал за сиюминутным успехом, чтобы (как правило) через полгода ускакать дальше и (тоже, к сожалению, как правило) через два-три года полностью утратить интерес к предмету...
Целевой аудиторией нашей деятельности, несомненно, стали социальные и творческие партнеры. Мы смело шли со своими детьми к Максиму Дунаевскому, Юрию Энтину, Ролану Быкову, Илье Резнику, Евгению Крылатову, к режиссерам ведущих концертных залов, к теле- и кинопродюсерам. Мы говорили им: «Посмотрите, какие у нас дети! Таких больше нет нигде в мире. Они красивы, они обучены, они культурны и воспитанны. У них чудесные костюмы (эту костюмную «фишку» «Домисольки», кстати, и по сей день не может побить ни один детский коллектив России), таких нет ни у кого». И шили мы костюмы порой на свои кровные, порой ночами ездили на специализированные рынки, везли ткань и аксессуары из-за границы (а сколько наших коллег, в тот же период времени выезжавших на «гастроли» за рубеж, везли оттуда бытовую технику и одежду для себя, притом что дети их выступали на сцене в одних и тех же платьишках и штанишках по 20-30 лет...). Мы говорили тогда партнерам: «Наши дети очень многое уже умеют, а вместе с вами готовы выполнить любую задачу, которую вы поставите». Это подкупало. Нас приглашали. Работало сарафанное радио, укреплялся положительный имидж - «Домисолька» может ВСЕ.
А 2007 учебный год мы начали в статусе самостоятельного юридического лица с волшебным названием Детский музыкальный театр «Домисолька» в своем отдельном уютном здании.
Имидж, формируемый нами с партнерами в совместных проектах, играет сегодня важнейшую роль при определении места «Домисольки» не только в столичном, но и в российском дополнительном образовании. Мы успешно и очень динамично развиваем наше сотрудничество в области творческо-педагогических проектов с МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан». Выгода для нас взаимна - мы привозим в детские центры новые музыкальные спектакли, своих педагогов, приглашаем профессионалов - звезд российской эстрады, театра и кино, а центры предоставляют нам право экспертного отбора творческих детей со всей России для их участия в будущих творческих сменах. И это только один из примеров партнерства. С точки зрения формирования положительного имиджа внутри нашей организации эти проекты дают 100-процентно положительный результат. Наши дети-артисты и их родители знают: важно хорошо учиться в школе, хорошо заниматься в «Домисольке» в течение года, и ты обязательно бесплатно поедешь в один из лучших детских центров мира...
Положительный имидж государственной образовательной организации сегодня необходимое условие ее существования. Для нас государством созданы новые условия. И мы должны, обязаны обеспечить достижение новых результатов.

Иван ЖИГАНОВ, директор и художественный руководитель государственного автономного учреждения дополнительного образования «Домисолька»