Объектом исследования являются образцы классической литературы, на примерах которых учащиеся учатся бережному отношению к природе и умению отразить ее красоту в художественном слове. Русская классика - источник духовного опыта предшествующих поколений, изучение которого позволяет подняться на высокую ступень совершенствования своей души в процессе творчества. Это способствует осознанию своего призвания, индивидуальности и места в жизни.
Литературную гостиную лицея №138 посещают ребята, которые интересуются искусством и делают первые шаги на литературном поприще. Теме любви к родной природе посвящены стихи и проза начинающих поэтов и писателей.
В основу этюда Кристины Туляковой (11-й класс) «Грибной дождь» легли воспоминания из раннего детства и впечатления взрослеющего человека.

Грибной дождь
Кажется, это было в начале июля. В тот год мне исполнялось пять лет. Пожалуй, возраст отметить важно, ведь только будучи ребенком я могла запечатлеть столь обыкновенное воспоминание таким ярким и насыщенным.
Мы с мамой заканчивали обедать. Последний раз зачерпнув ложкой суп, я опустошила тарелку, начиная чувствовать сытую тяжесть в желудке. Уже лениво и сонно слипались глаза, на душе чувствовалось томное ожидание чего-то неожиданного, как обычно бывало, когда я проводила лето на даче. Сюда часто приезжали друзья семьи, все вместе мы ездили к водохранилищу, иногда ко мне прибегала подруга, которая была на год старше меня и жила в доме по соседству. Мне казалось, что каждый день похож на белый лист и не является продолжением моего «вчера».
За окном сквозь дымчато-синие тучи пробивалось послеполуденное солнце, своими лучами согревающее сухую почву. Ближе к вечеру облака окрашивались золотистыми и лиловыми мазками, прохладный ветер покачивал ветви цветущей антоновки. Мне нравилось слушать стрекотание сверчков и щебетание птиц, я любила прислушиваться к гаданиям кукушки и стуку дятла в лесу. Все это гармонично сочеталось с нашим деревянным домиком, в который днем всегда попадал солнечный свет.
Пока я сидела за столом и рассматривала через мутноватое стекло тени и игру света на улице, мама убирала грязную посуду со стола, а на кухне не спеша кипел чайник. Вскоре должен был приехать брат моего дедушки и, как обычно, привезти торт к чаепитию.
Медленно погружаясь в сладкую дрему, я продолжала слушать природу, звучание которой проникало в дом сквозь приоткрытую форточку. Шорохи мамы на кухне и тепло нагретого солнцем дома усыпляли. И запахи, и звуки вокруг начали сливаться в единое целое, как тут раздался глухой стук по наружной стороне окна. Раз. Два. Три... Подул ветер. Белая занавеска легонько качнулась. Кузнечики за окном смолкли, притихли и птицы, на улице тихо зашумел дождь. В этот момент я подскочила со стула и быстро выбежала на улицу. Так быстро, что мама даже не успела остановить меня.
Когда я выскочила на улицу, дождь резво поливал высохшие грядки и клумбы, остужал накалившиеся под солнцем крыши и нагретый за день асфальт. Ярко светило солнце, из-за чего казалось, что с неба падает не вода, а маленькие разноцветные кристаллы. На голубом небе проявлялась яркая радуга, насыщенные цвета которой будто вырисовывались гуашью.
Не боясь влаги и будучи одетой лишь в майку и шорты, я восторженно прыгала по грунтовой тропинке перед домом, кружилась, подставляя лицо дождю, радовалась теплым лучикам солнца. Тогда мне хотелось, чтобы этот миг длился как можно дольше. Мне хотелось ловить прохладные дождевые капли, чувствовать под ногами теплую сырую почву, бегать по горячим камушкам. До того чудесное было мгновение, когда душа радовалась простому грибному дождю, когда сердце искренне любило природу, несмотря на то, какая погода за окном.
Пока я способна ясно вспомнить тот день, но с каждым годом все сложнее свыкнуться с мыслью, что когда-то этот эпизод был в моей жизни. Я невероятно полюбила те деревенские пейзажи, которые часто рассматривала еще детскими глазами. Помню большое поле за нашим участком, усеянное рожью и букетами клевера, помню пыльные дорожки у густого леса, помню виды с высокого холма, откуда можно было наблюдать течение Московского канала, а ночью рассматривать яркие звезды. Теперь, повзрослев, я с горечью возвращаюсь в когда-то любимое место. Поле, измученное и протоптанное, отдали под дачные участки, дорожку у леса перекопали, чтобы проложить асфальт, но в результате оставили эту мысль, а вместе с мыслью оставили и глубокие ямы в земле, с высокого холма теперь видны многоэтажные дома, которыми начинают застраивать Московскую область. В моей душе все еще живет тот маленький наивный ребенок, который испытывает сильный шок, когда видит изуродованный мир, раньше любимый и родной. Я запомнила ту деревню детскими глазами, а потому слишком тяжело свыкнуться с тем, что стало с ней теперь. Но если детской душе дороги эти воспоминания, то уже взрослому сознанию важнее ценности материальные, продуктивные. Дачные участки и многоэтажные дома не останутся пустовать, а будут заселены людьми. Города расширяются... Возможно ли обрести гармонию настоящего и прошлого? И если возможно, то как быть взрослым, шагающим в ногу с настоящим и стремящимся в будущее, но при этом не погубить ребенка, бережно охраняющего мостик в прошлое?
Мой дом
Начинающие поэты литературной гостиной свою любовь к природе выражают в пейзажной лирике. Дипломант IV Московского конкурса юных поэтов «В созвездии Пушкина», проходившего в Московском доме романса, Анна Жаркова (11-й класс) в своем стихотворении «Мой дом» отразила беспокойство о судьбе парка на Живописной улице. Осенью там состоялась акция «Поэты обнимают деревья», в которой приняли участие члены литературной гостиной.
Мой взор закрыт.
И все исчезло.
А лес давно уже забыт.
Ведь пьет строитель
безмятежно
Наплаканный кленовый спирт.
Здесь куча зданий, автострада,
Все механично и прямо.
Забылся лес во мраке ада,
Их боль услышать не дано...
Покров травы и шум
деревьев,
Журчанье самых быстрых рек.
Открыл глаза я на мгновенье,
Все уничтожил человек...
Дыханье вдруг перехватило,
И на душе как тяжкий груз.
Убьете лес, убив полмира?
На горе самых дивных муз?
Мой дом не каменная клетка,
И не машинная тюрьма.
А дом мой - лес, сосна
и ветка,
Что подарила мать-земля.

Наслаждаться хочу я природой
Стихотворение Элеоноры Ярашевой (9-й класс) «Наслаждаться хочу я природой» содержит призыв к бережному отношению к природе родного края.
Наслаждаться хочу я природой,
Красотой этих тихих ручьев,
И хочу я дышать всей душою
Нежным запахом разных
цветов.
Любоваться мне хочется вечно
Синевой над моей головой.
И хочу, чтобы слышались
песни,
Звонкий щебет друзей-
воробьев.
Много ягод собрать на поляне,
Где веками деревья стоят...
Неужели кому-то не ясно,
Что нельзя красоту
разрушать?!

Совершенство
Представители разных поколений, учащиеся и педагоги, воспитанные на образцах русской классики, стремятся продолжить традиции родной литературы. В моем стихотворении «Совершенство» идет речь о гармоничном сосуществовании человека и природы, поскольку она наполняет наши сердца любовью и заботится об экологии человеческой души.
Дрожит роса на лепестках
тюльпанов.
Они пылают в отблесках
зари.
Тугая зелень листьев
островерхих
Вновь тянет руки к солнцу.
Посмотри.
На изумрудных, трепетных
ладонях
Так хорошо росе в лучах
сверкать.
И словно призваны цветы
природой
Наши сердца любовью
наполнять.
С каким упорством они жаждут
света
И ловят каждый луч пурпурным
лепестком.
А в капельке росы дрожит
полнеба.
Над ней душа моя порхает
мотыльком.
И дремлет совершенство
в чашечке пурпурной,
Колышет ветер эту колыбель.
И если есть у красоты обличье,
Ты на тюльпан взгляни теперь.

Живой родник любви вселенской
Наши сердца любовью наполняет природа, и мы черпаем силы творить из русской классической литературы. К 195-летию со дня рождения Достоевского была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Живой родник любви вселенской», в которой прозвучали произведения участников литературной гостиной. Произведения этого классика являются духовным ориентиром для многих поколений. Изучая творчество Федора Михайловича, мы заботимся об экологии собственной души, которая будет стремиться не к разрушению, а к созиданию гармонии и красоты.

Поможет он дорогу нам
найти,
Не затеряться средь соблазнов
века.
Ты книги Достоевского читай
И будешь настоящим
человеком!

Сохранить в себе человека возможно, будучи творцом, ибо созидающий красоту разрушать не может и будет бережно относиться к окружающему его миру.

Ольга РАЗУМКОВА, учитель русского языка и литературы, педагог-организатор литературной гостиной лицея №138