Личное пространство психологи подразделяют на психологическое и физическое. К физическому пространству относятся место в жилище и вещи. К психологическому личному пространству - личная жизнь, мысли, желания, потребности, переживания, опыт.  
В жизни каждого человека такое пространство - будь то территория его жилища или область его личных переживаний - то, куда окружающие не вправе проникнуть без его приглашения. В этом пространстве человек чувствует себя неуязвимым, здесь он принадлежит самому себе.
Проблема доверия и уважения личного пространства ребенка часто особенно драматична. Мы ответственны за благополучие наших детей, а это порождает у нас ложное чувство, что нам необходимо знать о них все: что они думают, чувствуют, делают. Мы часто считаем, что ребенок должен быть на виду и что взрослый вправе контролировать каждый его шаг, ведь он несет за него ответственность до вступления в возраст совершеннолетия. Именно взрослый решает, как ребенку распорядиться собой, своим временем, своим имуществом, тем более что и все его имущество принадлежит ему чисто номинально - оно скорее не его, а наше.
При этом мы в духе времени стараемся вырастить своих детей самостоятельными и ответственными. Родители жалуются на их безответственность, неспособность выполнять элементарные поручения, но они же и ограничивают их свободу, не дают получать собственный опыт.
Формирование личности и ее дальнейшая самостоятельность возможны лишь за счет постепенного упражнения в ответственном поведении. Так как приучить ребенка к самостоятельности?

Физическое личное пространство
1. Комната ребенка. Для подростка чрезвычайно важна личная территория: место, где есть возможность уединиться, побыть одному. Эти потребности естественны, и родители должны уважать их. Необходимо, чтобы ребенок имел свое жизненное пространство, которое он может обустроить по своему вкусу. Не стоит возмущаться, если подросток запирается в своей комнате или просит родителей стучаться в дверь прежде, чем войти. Подросток, желающий побыть наедине с собой, вовсе не бездельничает, как это может показаться взрослым. Даже если он несколько часов лежит на диване с книжкой или в наушниках, его подсознание ведет активнейшую работу по построению своей модели мира. Беспокоиться родителю стоит только в том случае, если подросток просиживает в своей комнате сутки напролет, не общается со сверстниками и имеет большие проблемы с учебой. В данном случае стоит посоветоваться со специалистом.
2. Личные вещи. Не стоит брать без разрешения вещи подростка. Даже переложенная без спроса книжка может вызвать у ребенка целую бурю законного протеста. Признание личности начинается с уважения личной собственности. Дети, не видевшие уважения к своим личным вещам, привыкают к тому, что все общее принадлежит им, и в свою очередь не считаются с чужой собственностью. У ребенка, а тем более подростка, должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять, и ему за это ничего не будет, чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет персональную ответственность.
Вторжение в личное пространство ребенка или подростка чревато проявлениями негативизма, агрессией, замкнутостью, раздражительностью. Прежде всего такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то границу, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку. Повлиять на моральные нормы наших детей можно скорее всего тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Лучшее выражение подлинной заботы родителей - предоставление ребенку возможности найти себя в самостоятельных поступках.
Лучше с самого начала дать ребенку право иметь отличные от ваших мысли и взгляды, выбранных по своим вкусам друзей, увлечения и интересы. Каждый подросток стремится, во-первых, выделиться из толпы, во-вторых, быть своим среди сверстников.
Вряд ли кто будет спорить, что жизнь ребенка не должна ограничиваться одной лишь учебой в школе. Любимое дело, то, к чему тянет больше всего, может как раз и не лежать в плоскости школьных занятий. Когда родители поддерживают интерес ребенка, у него появляется уверенность в себе, которая растет и укрепляется с каждым днем, месяцем, годом. Кстати, этот интерес может дать толчок и к дополнительному учебному рвению.
Самый страшный враг подростка - это безделье. День должен быть максимально наполнен, особенно у мальчиков. От взрослых же требуется не контроль, а заинтересованность жизнью детей. Если им не нравятся поведение и увлечения своего чада, стоит воздержаться от критики и нравоучений и постараться понять причины происходящего. Чтобы разобраться, прежде всего нужно принять точку зрения подростка, пожить его интересами.

Рекомендации:
- относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением;  
- начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания и, главное, принимать за него решения.

Александр КУРИЦЫН, педагог-психолог территориального отделения «Хорошево-Мневники» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы