С​егодня динамичная образовательная среда столицы предоставляет широкие образовательные возможности каждому школьнику. Метапредметные олимпиады и конкурсы, образовательные субботы, ресурсы вузов и колледжей позволяют не только выходить за узкие предметные рамки на уроках, но и выявлять интересы юных москвичей в разных направлениях их жизни.
Очевидно, что современные возможности городского образования должны менять и привычные функции не только учителя-предметника, но и классного руководителя. Во вчерашнем дне остались проверка дневников и заполнение классных журналов, сдача бумажных отчетов и монополия на посредничество между родителем и учителем-предметником. У классного руководителя высвободилось дополнительное время на реализацию ключевой функции - воспитания, которая в новых возможностях города может быть по-другому реализована.  Современные технопарки и распахнутые двери вузов, дни без турникетов на предприятиях города, образовательные субботы помогают сегодня классному руководителю формировать через деятельность те значимые завтра для ребенка умения, которые образовательный стандарт называет метапредметными.
За последний год педагогический коллектив не раз обращался к теме результативности работы классного руководителя, которая должна определяться по понятным и прозрачным критериям. И если перед школой сегодня ставится задача помочь каждой семье выявить и реализовать интересы каждого школьника, то задачей классного руководителя должна стать интеграция уникальных образовательных возможностей города в своем классе, со своими воспитанниками.
И тогда критерием эффективности должна стать активность каждого ребенка в тех мероприятиях школы и города, которые помогают выявить его интересы и развить личные качества.  Так возник общешкольный проект «Включайся!» - внутришкольный механизм, позволяющий видеть активность каждого ученика и отслеживать его достижения для улучшения результатов. Были открыты электронные формы для регистрации ребят на олимпиады и конкурсы.  Причем школьники могли сами выбирать учителя, которого хотели видеть в качестве наставника и консультанта. Эффект был ощутимым - в разы выросло число участников и призеров городских олимпиад и мероприятий, а также число детских проектных работ. Но главное - школа увидела тех учеников, потенциал которых ранее не был заметен. А некоторые педагоги открыли для себя ребят, которые впервые проявили интерес к предмету.
Активность каждого класса вполне измерима. Она представлена на сайте проекта http//Включайся1210.рф. Здесь можно найти календарь олимпиад и конкурсов, формы для регистрации учащихся, здесь представлены самые активные ученики и классы, новости жизни школы. Ежемесячно публикуются достижения каждого класса по определенным заранее критериям.   
Задача классного руководителя - увидеть активность каждого и поддержать ее, предложить каждому ученику те мероприятия, которые могут быть интересны только ему.
Рейтинг достижений классов - это открытый механизм, который может дополняться актуальными инициативами. Активность родителей тоже приносит классу дополнительные баллы, например, по итогам дня родительского самоуправления, когда папы и мамы пришли в кабинеты, чтобы провести мастер-классы и классные часы и даже выступить в связке с учителем на уроке.
В конце каждого месяца объявляются промежуточные итоги, классы-лидеры награждаются на директорских переменах, их фотографии украшают информационную среду школы, текущие рейтинги достижений транслируются на телевизионные панели.  Классные руководители, которым удается лучше мотивировать учащихся, поощряются.
По итогам года определяется класс года. Ребята получают дополнительные преференции. А классные руководители - побочный положительный эффект - опыт радости побед и командообразования в классах. Школа - четкий сигнал, какие направления востребованы ребятами, какие дополнительные элективные курсы или кружки им необходимы, какие целевые предпрофильные группы могут быть сформированы.
Наш коллектив смог ответить для себя на вопрос, как измерить эффективность классного руководителя.  Активностью каждого ученика в образовательной среде школы и города, а значит, опытом его личных достижений, который даст возможность увидеть интересы школьника, чтобы предложить нужные только ему индивидуальные образовательные траектории.
 
Сергей СЕХИН, директор школы №1210