Технические средства массовых коммуникаций заполнили мировое пространство, и чем медленнее осваивает его общество, тем очевиднее угроза оказаться в хвосте прогресса. В этом смысле школа - своеобразный индикатор, который отображает реальное состояние общества в целом - его образованность, компетентность, в конечном итоге способность быть среди лидеров.
«Школа новых технологий» - это совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере столичного образования и повышения качества знаний. Коллектив лицея №1560 стал одним из победителей проекта «Школа новых технологий» первого этапа, получив возможность реализовать инновационный IT-проект «Центр мотивации к познанию и творчества обучающихся».
Потребовались усилия коллектива лицея, контакты со специалистами, владеющими инновационными технологиями, консультации в области финансирования и организации творческого процесса учащихся. Именно живое общение, проходившее не без споров и сомнений, и даже скепсиса, стало для нашего коллектива поистине прорывным проектом и интересным делом. В корпусе имени И.И.Пущина создан единый центр, своего рода штаб сетевого взаимодействия, где занимается вся наша большая школа от дошкольников до старшеклассников.
Центр развития мотивации к познанию и творчеству представляет собой единое пространство, где науки не изучаются отдельно, а ученик может получить знание о процессах, явлениях, законах, попадая сюда, дети погружаются в миры, которые состоят из модулей, охватывающих сферу науки, техники, искусства, робототехники и информационных технологий. Это позволяет расширять содержание школьной программы обучения, реализовывать задачи обучения детей в предпрофильных, профильных классах, проводить внеурочные занятия, заниматься исследовательской деятельностью и ученикам, и учителям.
Учащиеся свободно пользуются компьютерами, интерактивными досками, планшетами, цифровыми микроскопами, электронными учебниками, цифровыми лабораториями.
Занятия в центре сочетают индивидуальную и групповую работу в разных возрастных группах - от дошкольников до старшеклассников и разных категорий обучающихся, включая детей с особыми образовательными потребностями. Нам необходимо ориентироваться на будущее рабочее место ученика, а как показывает практика, современные сотрудники компаний работают в пространстве open space.
Цель проекта - не компьютеризировать школу от основания и до крыши, а сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться, а учителю работать. Техника - это лишь их помощник. Особенно это стало актуальным с появлением в московском образовании мегапроекта «Московская электронная школа». Наши учителя уже подготовлены к работе в этой среде и активно осваивают предоставленные возможности МЭШ, разрабатывают сценарии уроков и активно подключают к работе учеников и родителей.
Современные дети и подростки гораздо быстрее, чем взрослые, осваивают новшества: чуть ли не с пеленок владеют компьютером, мобильным телефоном, планшетом, для них это, прежде всего, игрушка и средство общения со сверстниками. И когда, например, ученик первый раз приходит в школу и видит класс, оснащенный современным оборудованием, у него загораются глаза, он по инерции продолжает думать: «Ох, я сейчас развернусь на полную катушку!» Вот почему так важно учителю уже на первых порах взять инициативу в свои руки и помочь ребенку реализоваться.
Именно в центре очевидны роль учителя, его способность чувствовать время.
Профессиональное знание предмета еще не залог успеха. Использование компьютерных технологий, в том числе и сети Интернет, позволяет учителю конструировать яркий, продуктивный, динамичный, лаконичный, зрелищный урок. Такой урок дает возможность учителю постепенно, поэтапно перейти к реализации новых ценностей образования: свободы, самостоятельности и креативности мышления. Очевидно, что при таком подходе заметно повышается качество образования.
И уже не мечта, а реальность, когда компьютерные технологии позволяют педагогу одному вести занятия не только на свой класс, но и транслировать его сразу на несколько классов. Общение происходит по видеосвязи в так называемом режиме дистанционного обучения. Подобный синергетический эффект стал возможен благодаря технологической «перестройке» лицея (в практику лицея вошли также трансляция вебинаров по различным направлениям деятельности школы, совещаний, заседаний управляющего совета школы, педагогических советов. Для организации видеосвязи используется городское решение АИС «Веб-конференция».
Сегодня учитель не единственный носитель знаний. В век высоких технологий, возможностей Интернета и телевидения можно получить любую информацию, не выходя из дома. Информационные технологии помогают от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, при этом учитель становится путеводителем ребенка в потоке информации. Он сам должен прекрасно ориентироваться в современном контенте, а также помочь ученику самому находить вопросы на свои ответы, обучить безопасному Интернету, способности анализировать информацию.
Ученик теперь не только слушатель, он активный участник образовательного процесса, он партнер учителя, соавтор уроков, внеклассных мероприятий. В свою очередь, учитель является и наставником, и другом, и психологом, готов выслушать, поддержать, помочь, поощрить и направить.
Учитель не единственный, но все же еще источник знаний. Он наставник, умело сочетающий руководящую роль с самостоятельностью школьников. Помощник, который при помощи технологий способен пробудить творчество ученика.
Раскрытие таланта ребенка на пользу общества - это миссия нового учителя.
Конечно, очень много зависит от личности учителя, от его мотивации.
В нашей школе много педагогов высокой квалификации, в том числе и молодых, готовых к нововведениям, к «модернизации мышления». В то же время никакая инновация, даже апробированная и принесшая определенные достижения, не даст желаемых результатов без глубокого анализа возможностей большой школы, без прогноза возможных качественных изменений, без изучения потребностей школьников, родителей. И задача руководителя школы, с моей точки зрения, - видеть и слышать задачи, которые волнуют педагогический коллектив, детей, родителей, общество в целом, и на основании их анализа ставить новые цели и искать способы их достижения. Предназначение мультицентра - быть центром притяжения новых идей, новых поисков.

Ирина ЖДАНОВА, директор лицея №1560