- Олег Алексеевич, расскажите о столичной Ассоциации выпускников школ, с чего она начиналась?
- Столичная Ассоциация выпускников школ создана не так давно. Я занимался общественной деятельностью, но в другом направлении. Создавал общественные организации, увлекался молодежной политикой.
Но когда моя дочь пошла в школу, я понял, что школе необходимо помогать. Сегодня не хватает общественных организаций, просто активных людей, которые могли бы ей помочь. Участвуя в выборах в Московскую городскую Думу, я встречался с жителями района, учителями и понял, что многие москвичи готовы помогать школе, но не знают, как это сделать. Поговорив с директорами, выпускниками школ, я пришел к мысли, что надо создать организацию, которая дала бы людям возможность реализовать свой внутренний потенциал.
К Дню Победы мы провели акцию «Сирень Победы» - пришли к ребятам, сказали: «Давайте все сделаем вместе - ветераны, выпускники, школьники и учителя». Получилась великолепная акция, и сирень сейчас как напоминание о том, что дети растут и память о Победе жива. С таких простых, элементарных дел и началась история создания Ассоциации выпускников школ.
- Какой опыт может предложить школьникам и выпускникам Общественный совет?
- Мое личное впечатление - ребята начинают задумываться, как заработать первые деньги, куда пойти работать, начиная с 7-8-х классов. Это тот возраст, когда у них уже сформировано определенное мировоззрение.
Одна из наших инициатив, помогающих молодому человеку принять правильное решение в профессиональном самоопределении, - деловые игры. В играх легче понять, нужна человеку определенная профессия или нет. Это не просто лекция о профессии, это именно участие в профессии в форме игры, и это помогает ребятам принять правильное решение. Такой опыт у нас есть, есть и потрясающие результаты, и нам бы хотелось передать этот опыт дальше, поскольку он очень нужен нашему городу, особенно в малом предпринимательстве. Инженерия - это важно, но малое предпринимательство - мотор города, мотор всей финансовой системы. За это время мы провели много встреч и поняли, что сегодняшним школьникам не хватает жизненного опыта.
Члены Общественного совета готовы помочь ребятам профессионально определиться еще в школе. Обидно, когда выпускник сдает на «отлично» ЕГЭ, поступает в вуз, а после первого курса оказывается, что он не туда пошел, занял чье-то место. В итоге человек не реализовал себя, так как выбрал не ту профессию. И наша задача - помочь.
Мы предложили школьникам конкретный проект - «История успеха», где собираются ребята, интересующиеся экономикой, политикой, искусством. Гости, достигшие в своей профессии больших высот, приходят к ним раз в месяц, и идет прямой диалог: ребята не только слушают, но и задают сложные и интересные вопросы.
Важную работу Ассоциация выпускников ведет в сфере школьного самоуправления. Мы собираем ребят - лидеров школьного самоуправления и ведем открытый диалог, как стать лидером.
Чтобы достичь серьезных результатов в жизни, надо задать себе высокую планку, которая, может быть, непонятна другим, но тебе понятна. Например, «хочу стать президентом». Когда говоришь об этом, ребята думают - подвох. Объясняешь, никакого подвоха нет. Вы и сейчас президенты на своем уровне, вы руководители школьного самоуправления. У вас должна быть высокая самооценка, тогда вы достигнете результата, который вам необходим. Я говорю ребятам: не стесняйтесь, подходите к людям, которые имеют серьезные позиции в жизни, политике, экономике, и говорите: «Я хочу работать, за мной команда». Без команды тяжело, а так как вы лидеры и за вами идут люди, не стесняясь, идите и разговаривайте на эту тему.
- В планах Общественного совета?
- Начинаем проект «Профессиональная открытость». Система образования, по сути, находится в поиске новых подходов к выявлению и созданию условий для развития предпрофессиональных качеств учащихся. Вместе с директорами и преподавателями отбираем группу ребят, которым интересна, например, экономика. Идем в экономический вуз, находим там выпускников, готовых работать со школьниками, и делаем их наставниками ребят. Затем находим компанию, например, входящую в систему Министерства экономического развития России, и общими усилиями создаем проект экономического направления, который затем может быть реализован в рамках министерства. Мы не говорим, что это будет какой-то сногсшибательный проект, но это будет проект, нужный Министерству экономического развития. Возьмем завод. Та же схема: мы пишем необходимый проект для конкретного завода вместе с институтом, вместе со школьниками. В итоге завод получает специалиста, ведет его со школьной скамьи. Это не производственная практика, это намного выше.
Цель нашего проекта - расширить возможности школьника. Проект дает возможность вузу посмотреть на школьника с другой стороны: не только на результаты ЕГЭ, но и на его заинтересованность, его способности в конкретном направлении.
Наша задача - в период профориентации дать молодому человеку возможность понимания той или иной профессии, чтобы он уже на первом курсе мог идти в ту компанию, которая его интересует и с которой у нас соглашение. Это тройственный союз: школьник, вуз и компания.

Евгений НОВИКОВ, ученик 11-го класса