​Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.
Лев Толстой


Мы работаем сегодня над созданием такой модели образовательного пространства, которая гарантировала бы успешную инклюзию детей на разных уровнях образования. Включение детей с особыми образовательными потребностями требует создания особой среды, доступной для ребенка. Это и технические средства, и педагогические подходы, и социальные средства реабилитации. И наши основные задачи:
- создание толерантной среды;
- обеспечение успешности детей;
- создание условий для всестороннего развития ребенка;
- укрепление здоровья ребенка и предупреждение появления вторичных нарушений.
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации изучает данные ребенка, рекомендации ЦПМПК, уточняет и индивидуализирует образовательный маршрут и условия. Только после этого рабочей группой мы разрабатываем адаптированную образовательную программу и составляем индивидуальный образовательный маршрут.
Педагоги формулируют задачи и адаптируют программы с учетом возраста и особенностей развития ребенка с ОВЗ. Результаты освоения программы оцениваются с учетом реальных возможностей ребенка.
Активно ведется воспитательно-педагогическая работа по взаимодействию с семьей (поддержка, взаимопомощь, обучение). Сегодня родители - активные участники образовательного процесса.
Особый вклад в формирование инклюзивной философии школы внесла наша лекотека, которая была организована сначала как структурное подразделение, а потом реорганизовалась в другую форму - в группу кратковременного пребывания. Лекотека стала начальной ступенью инклюзивной вертикали комплекса. Она создает условия для социальной адаптации ребенка-инвалида к школе, помогает ему осваивать образовательную программу и обеспечивает гибкость адаптационного периода на всех этапах включения ребенка в образовательный процесс. А еще наша лекотека стала не только школой опыта, но и школой принятия и для педагогов, и для родителей детей-инвалидов.
Педагоги работают в тесном контакте друг с другом. Именно таким образом мы достигаем эффективности в коррекционно-развивающей работе. С целью оптимизации такого взаимодействия в школе была разработана «дорожная карта», которая стала эффективным инструментом взаимодействия педагогов, детей и их родителей. «Дорожная карта» и вся информация, структурированная в ней, хранятся в «облаке». Использование облачных технологий позволяет обеспечить доступ к «дорожной карте» и всем документам, которые размещены в ней в виде ссылок.
Специалисты нашего комплекса (педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи) выкладывают задания для детей, которые регистрируются на образовательный курс. Все задания вместе с родителями дети выполняют дома, дистанционно. Для поддержания обратной связи с родителями и продуктивного дистанционного взаимодействия в пространстве создан форум, в котором каждый родитель может оставлять вопросы, пожелания и замечания по заданиям и организации работы. Также у каждого специалиста создан форум, где родители совместно с детьми размещают результаты своей деятельности. Это фотографии выполненных заданий. Положительные комментарии воспитателей и педагогов в форумах эмоционально мотивируют детей на дальнейшую деятельность.
В нашей Академии развития взаимодействие организовано по принципу междисциплинарного подхода, основываясь на одной общей теме в соответствии с тематическим планированием, которую изучают дети дошкольных групп. Задания предлагаются и педагогами, и специалистами в рамках темы. Такая система приемов позволяет моделировать и развивать познавательные способности, когнитивные умения и навыки у детей. Реализация когнитивного моделирования в решении практических задач на основе принципов конвергентности в образовании дает возможность формирования целостного восприятия мира у ребенка.

Тамара ИЛЬИНА, учитель-дефектолог школы №2089;
Юлия КРЫЛОВА, педагог-психолог школы №2089;
Ольга СЕЛЕЗНЕВА, учитель-логопед школы №2089