Особенно актуален вопрос перехода в эффективный режим функционирования для  школы-новостройки, перед которой  возникает множество проблем:  создание нового коллектива сотрудников, формирование коллектива учащихся и его постоянное пополнение, разный уровень обученности учащихся, разный уровень претензий родителей и разный социальный статус, отсутствие школьных традиций и единой философии, разный темп работы членов коллектива, неразвитая инфраструктура района-новостройки.
Неоспоримым является факт: ресурс развития - в коммуникации! Развитие - это прежде всего интеллектуальный прорыв, повышение теоретической и методической компетентности, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции российского образования. Мы с открытия школы вступили в сетевое взаимодействие, во все совместные практические погружения.
Под сетевой структурой мы понимаем взаимопроникновение образовательных сред, основанное на деятельностном подходе и постоянной коммуникации всех участников образовательного процесса. Что школа может дать сети и что сеть дает школе? Сетевое взаимодействие масштабирует любой проект, ускоряет процесс развития, является  внешним мотиватором в развитии. Школа транслирует реальные практики и благодаря открытому взаимодействию свободно генерирует идеи, которые поддерживаются остальными школами-единомышленниками.
По собственным наблюдениям можно сказать, что эффективными практиками реализации интегративных программ по превращению школы-новостройки в социокультурный центр района являются:

 Для педагогов
Практики постоянных дискуссий, обмена идеями; трансляции и обсуждения лучших и худших образовательных примеров, технологий, методик, форм работы; практические погружения и взаимодействия педагогов в разных формах (тематических предметных вебинаров, видеоконференций, систематической теоретической учебы педагогического коллектива, теоретической подготовки в системе методической работы школы). Важно при этом организовать профессиональные тусовки между учителями-предметниками, обеспечить неформальный выход за стены образовательного учреждения, используя широкую палитру форм организации интернет-сетей, клубных сообществ, встреч, проектов, вебинаров. Никакое развитие осуществить просто невозможно без взаимопроникновения образовательных сред разных образовательных организаций.

 Для учащихся
Эффективно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально полезную идею  и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых; развитие инициатив  в среде учащихся; организация социальных акций; организация диалоговых площадок; трансляция практик работы для школ-партнеров.

Для администрации школ
Практики совместных проектов нескольких образовательных организаций, в основе которых взаимная поддержка и взаимовыручка, что в социальном плане позволяет создать пространство здоровой конкуренции и партнерства.

Для родителей
Это практики вступления в разнообразные диалоги, видеодебаты; прямое участие родителей в школьной жизни, в образовательном процессе; организация и активизация деятельности родительского сообщества; просвещение родителей; участие родителей в проектировании деятельности образовательного учреждения через работу в управляющем совете школы, через общешкольный и классные родительские комитеты; организация деятельности родительского клуба как активной и важной формы информирования родительской общественности; проведение родителями не только классных часов, но и внеурочных занятий, где они рассказывают о своих профессиях, достижениях и профессиональных возможностях; реализация идей по взаимодействию с вузами.
В результате реализации вышеперечисленных практических погружений происходит сплочение педагогического коллектива профессиональными приоритетами и ценностными смыслами общения и диалога, появляется общий вектор развития, трансляция собственных профессиональных практик и возможность использования  в деятельности лучших предложений коллег, происходит саморазвитие всех (в чем и заключается смысл стандарта).
У родителей учащихся складывается диалогичное сознание, снижается уровень сопротивления изменениям в школе. Результатом является содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использование индивидуально ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия и взаимодействия родителей.
Кроме того, хочется особо отметить, что приведенные выше практики полностью соответствуют основным элементам стратегии  эффективных школ: позитивное внутришкольное управление, позитивная культура обучения, высокие ожидания, общее видение целей школьного образования и наличие вытекающих из него конкретных целей совместной работы, взаимосогласованные методы обучения, ясно определенные права и обязанности учеников, кооперация между семьей и школой.
Школа будущего - деятельностная школа! Наши цели и задачи обязательно будут реализованы! Важное условие - единство ученического коллектива, школы и семьи, нацеленное на получение реальных образовательных результатов!

Ольга ВОЛКОВА, директор школы №2053, кандидат педагогических наук