Сегодня работодатели успешных компаний считают, что для претендентов на вакантные места в 2020 году необходимы такие компетенции, как умение мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, способность к коммуникациям, творческий подход к делу (креативность). Следовательно, при составлении учебных программ мы будем ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции - умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы.
Школа испытывает проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
- отсутствие единой системы профориентационной работы;
- неопределенность целей профориентационной работы;
- недостаточное время, отведенное в школах для профориентации;
- слабое вовлечение в эту работу родителей.
Образовательная организация не существует в замкнутом пространстве. Она соприкасается с внешней средой и для достижения успеха обязана быть не только внутренне, но и внешне эффективной. Уровень ее эффективности зависит от своевременного удовлетворения запросов учащихся и их родителей путем предоставления качественных услуг.
По итогам проведенного опроса среди родителей нашей школы сделан вывод, что профориентационная работа носит эпизодический характер, не всегда ориентирует учащихся на профессии, необходимые для современной экономики и информационного общества, отсутствует преемственность в профессиональной ориентации на разных уровнях образования. Как следствие выпускники школ обладают неустойчивой мотивацией к профессиональной деятельности.
Решение этих проблем мы видим в создании  внутришкольной модели управления процессом профессионального самоопределения обучающихся школы №1935.
Самоопределение личности является важнейшей составляющей образовательного процесса. Особая роль в предпрофессиональной подготовке принадлежит педагогу. Правильно организованная внутришкольная модель профессионального самоопределения направлена на повышение качества общего образования,  углубленное изучение отдельных предметов, знакомство с миром профессий, выявление профессиональных интересов, склонностей и первичные профессиональные пробы (навыки).
Главной функцией управления наряду с организацией, контролем и мотивацией является планирование - это способ, с помощью которого я как руководитель задаю единое направление вектору усилий всех членов нашей организации на достижение общей цели в определенный отрезок времени. Нам необходимо, во-первых, структурировать процесс самоопределения обучающихся внутри образовательной организации, усилив роль предпрофессиональной подготовки. Во-вторых, обеспечить рост конкурентоспособности выпускников школы, их интеграцию в социум и, в-третьих, создать необходимые условия, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося (проанализировать ресурсы и минимизировать риски).
Профессиональное самоопределение - это многоступенчатый, длительный процесс, который будет приносить результат, только когда будет выстроена система совместной работы обучающихся, их родителей, образовательных организаций, социальных партнеров и потенциальных работодателей.
Руководитель не может в одиночку справиться со стоящими перед ним объемами работы.  Необходимо построение иерархической структуры управления.
Для общего руководства и координации деятельности участников проекта назначен куратор по профессиональному самоопределению обучающихся школы. Основными направлениями его деятельности являются организация и проведение мероприятий, оказание методической и консультационной помощи по сопровождению профессионального самоопределения. Комплекс необходимых изменений и последовательность организационно-управленческих действий разработаны и согласованы на заседании педагогического совета школы.
Общими для всей школы стали такие мероприятия, как «Календарь профессий», конкурсы рисунков и фотоконкурс «Профессия в кадре», заседания клуба «Слово профессионалу», создание Ассоциации выпускников школы №1935 и участие школы в национальном культурно-образовательном проекте «Книга года-2016: выбирают дети». Эти мероприятия  взаимосвязаны между собой по принципу преемственности дошкольного, общего и профессионального образования и позволяют выстроить единую систему профориентационной работы с привлечением родительской общественности. Так, например, 9 февраля отмечался Международный день стоматолога. В этот день в дошкольных группах прошли практические занятия по гигиене ротовой полости, в начальной школе - занятия с просмотром мультфильма по профессии «стоматолог» и для всех желающих была организована встреча с практикующим врачом из состава родительской общественности нашей школы.
Моя управленческая роль заключается в налаживании эффективного взаимодействия между дошкольными группами и школьным отделением. Наряду с традиционными методами работы (досуги, классные часы, консультационная работа, экскурсионная деятельность) в нашей школе постоянно ведется поиск новых, нестандартных, идей и методов, позволяющих учащимся стать активным субъектом своего профессионального самоопределения. На уровне дошкольного и начального общего образования мы активно используем проектную деятельность, игровые технологии, сказкотерапию. В рамках фестиваля «Золотая лента» воспитанники дошкольных групп приглашали на мюзикл «Муха-цокотуха» учащихся начальной школы, а ученики 3-х классов приглашали дошкольников на спектакль «Доктор Айболит».  В Международный день ювелира к нам в школу приезжали преподаватели Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже и провели мастер-классы с заинтересованными в данном направлении учащимися 4-9-х классов по изготовлению ювелирных украшений.
В учебные планы 5-6-х классов с текущего года по выбору учащихся и их родителей мы ввели направленности: технологическую, гуманитарную и социальную. В рамках предмета «Технология» реализуется раздел «Лего-конструирование и робототехника». Юные журналисты начали выпускать школьную газету «Класс». Запланированы тематические родительские встречи по вопросам профессионального самоопределения учащихся «Мой выбор». В рамках празднования Дня работника транспортной полиции в школу были приглашены сотрудники ведомства с кинологической службой, которые рассказали о своей деятельности, требованиях к данной профессии, а также о методах дрессировки служебных собак.
В учебных планах 8-9-х классов реализуются курсы по выбору учащихся, в том числе курс «Профессиональное самоопределение». В рамках реализации проекта Департамента образования города Москвы «Профессиональное образование без границ» для учащихся 8-х классов по результатам опроса предоставлена возможность на бюджетной основе в течение двух лет параллельно с общим образованием получить свидетельство о присвоении профессии. С октября учащиеся осваивают профессии  «парикмахер» (29-й колледж), «оператор ЭВМ» (54-й колледж) и с февраля начнут осваивать профессию «вожатый» (15-й колледж). С января на базе школы реализуется проект «Кружок от чемпиона». Победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет проводят занятия по подготовке к олимпиадам для наших учащихся и педагогов по предметам «ОБЖ», «История» и «Биология». С февраля перечень предметов дополнен предметами, по которым школа последние три года не смогла подготовить победителей или призеров олимпиады. Мы уверены, что такая форма работы позволит не только «заразить» наших учащихся олимпиадным движением, но и достойно представить себя и защитить честь школы на Всероссийской и Московской олимпиадах школьников.
В учебном плане 10-х классов реализуются 4 профиля: социально-экономический, гуманитарный, технологический и естественно-научный. Параллельно 10-классникам предоставлена возможность осваивать профессии «оператор ЭВМ» и «вожатый». Вариативность реализуется за счет элективных курсов по выбору. Каждый учащийся защищает индивидуальный проект. В 11-м классе реализуется модель ИУПов. Старшеклассники активно участвуют в городском проекте «Субботы московского школьника» и посещают в школе «Кружок от чемпиона». Проводятся заседания клуба «Слово профессионалу», в рамках которого учащимся предоставлена возможность познакомиться с людьми, достигшими успехов в профессиональной сфере. Активно развивается ученическое самоуправление, создан спортивный клуб «Эскалада».
Все это, на мой взгляд, приведет к повышению роли образовательной организации в профессиональном сопровождении обучающихся, повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда и качества предоставляемых образовательных услуг.

Ольга АВЕРЧИНКОВА, директор школы №1935, кандидат педагогических наук