Наш лицей реализует модель очно-дистанционного обучения на всех уровнях школьного образования, поэтому основными блоками дистанционной школы (категории курсов) являются: учебные курсы начальной школы, учебные курсы средней школы, учебные курсы старшей школы, «Готовимся к экзаменам», дистанционное интерактивное обучение, сопровождение образовательного процесса (блок технической поддержки).
Основными видами учебной деятельности в дистанционной школе являются лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа обучающихся,  текущие и рубежные контроли, промежуточные аттестации с применением технологий дистанционного обучения.
Все виды реализуются под руководством учителя-тьютора во всех технологических средах в системах онлайн и офлайн в форме аудио- и видеолекций, лекций-презентаций, видеоконференций, собеседования в режиме chat. Практические, семинарские и лабораторные занятия могут быть реализованы в форме занятий в учебной лаборатории. Для организации индивидуальных и групповых консультаций используются электронная почта, skype, chat-конференции, форумы, видеоконференции.

Индивидуальное обучение
Дистанционные формы и методы способны реализовать индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Каким-то детям одни предметы даются лучше, чем другие, и они тратят на их изучение меньше времени, для других важно учиться в определенное время суток (офлайн), или в малой группе легче, чем в большой.
Дистанционные курсы разного уровня выбирают «технари» и «гуманитарии». Один и тот же предмет ученики могут изучать по разным программам, обеспечивая профильное и предпрофильное обучение.
Дистанционная школа способна учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, обращая внимание на развитие тех талантов и тех способностей, которые характерны именно для этого ребенка.

Развитие способностей
Способность к дивергентному мышлению есть у всех. Система заданий, спланированных в дистанционных курсах и направленных на поиск множества возможных решений предлагаемых задач, на развитие способности по-разному интерпретировать условие задачи, развивает дивергентное мышление и раскрывает творческие возможности человека.

Технологии обучения
Принцип приобретения готовых знаний перестал быть актуальным. Дистанционная школа открывает доступ к разным технологиям обучения: использование вариативных учебников, виртуальных библиотек, интерактивных материалов (например, анимации, которые демонстрируют принцип работы и устройства приборов, механизмов, живых систем, или виртуальные лабораторные работы).
Используя научно-образовательные курсы, школьники под руководством учителя ведут исследовательскую работу, создают проекты, знакомятся в виртуальном пространстве с художественными и техническими музеями мира. А это позволяет учащимся успешно формировать критическое и творческое мышление.

Работа в группе
Современное образование ставит ученика в жесткие рамки системы, которая не предполагает сотрудничества в обучении. Однако многочисленные исследования учебной деятельности показали, что самое эффективное обучение - это обучение в группе, разделяя учеников, мы создаем барьер между ними и естественной средой обучения.
В дистанционной школе при формировании определенных навыков используется обучение в малых группах: учащиеся объединяются в группы сотрудничества (по три-четыре человека), получают одно общее задание, выполняют его, обсуждая особенности выполнения либо в режиме форума, либо по электронной почте.
В случае необходимости, при возникновении затруднений каждый ученик может обратиться к учителю за консультацией. Интернет предоставляет для этого широкие возможности: форум дистанционной школы, электронная почта, chat, skype.
Skype позволил нам организовать видеоконсультации. Через контекстное меню и функции «поделиться» и «показать экран» учитель демонстрирует ученику экран своего компьютера, на котором могут быть открыты программы, необходимые для проведения консультации.

Оценка знаний
Определение уровня усвоения программы в дистанционной школе осуществляется через организованную систему компьютерного контроля. Компьютерный контроль знаний учитывает скорость работы учащихся, дифференцирован по степени трудности, ученик самостоятельно оценивает свои ошибки не только в конце работы, но и после каждого вопроса. Формы компьютерного контроля разнообразны: тесты (тренировочные и контрольные), вопросы и задачи, задания с разной формой ответа.
Учитель видит всю работу ученика - его удачные и неудачные попытки при выполнении задания. Работа в дистанционной школе позволяет организовать самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, устраняет столь привычные для традиционной системы барьеры между преподавателями и учащимися.

Возможности для всех
«Дистанционное интерактивное обучение» - так мы назвали блок, ориентированный на учащихся, которые не могут посещать очные занятия. Например, Александра, ученица 5-го класса, в 2014-2015 учебном году временно проживала в Юджине (США) и обучалась в американской школе, но при этом по желанию родителей получала образование дистанционно в нашем лицее.
Активно используют дистанционное обучение учащиеся, которые не могут посещать школу во время болезни, например при эпидемии гриппа, спортсмены во время спортивных соревнований. Особенно востребованы дистанционные технологии при организации инклюзивного образования.
Внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Дистанционное образование является одним из перспективных методов, способствующих решению поставленных задач. Именно поэтому с каждым годом востребованность дистанционной формы обучения растет.

Елена ШУЛЕЖКО, учитель физики лицея №1793, кандидат педагогических наук, лауреат Премии мэрии Москвы