Многие психологи отмечают тесную взаимосвязь между эмоциональным статусом ребенка и его социальными взаимоотношениями, характером взаимоотношений с матерью, особенно в раннем детстве.
Обращаясь за психологической помощью, взрослые часто хотят изменить поведение ребенка: уменьшить агрессию и тревогу, ликвидировать застенчивость и повысить успеваемость. При этом они не осознают, что корень проблем лежит в плоскости взаимоотношений родителей и детей и справляться с трудностями нужно всем вместе.
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается педагог-психолог при работе с семьей.
1. Нежелание родителей видеть проблемы своего ребенка.
Часто семья считает, что ребенок «перерастет» свои проблемы, его поведение «исправится», «проблемы исчезнут». У родителей включается защитный механизм - отрицание («если я не признаю проблем в поведении или эмоциональной жизни ребенка, значит, их нет»). В результате дети с проблемами в развитии не получают своевременную квалифицированную помощь психолога и других специалистов.
2. Нежелание родителей видеть свои проблемы, которые мешают полноценному развитию ребенка.
Бывают случаи, когда родители приводят ребенка на консультацию к психологу и говорят, что у сына или дочери «куча проблем» и «в кого он только такой уродился», «сделайте с ним что-нибудь». Но при этом своих проблем стараются не замечать либо не осознают, что они могут влиять на эмоциональное состояние и поведение ребенка. Желание родителей изменить поведение своего ребенка не обязательно означает, что они готовы справляться со своими собственными проблемами.
3. Гиперопека ребенка.
Часто родители оберегают ребенка от малейших трудностей, не давая ему полноценно развиваться.
Одна мама обратилась за помощью к психологу. Запрос состоял в следующем: ребенку 8 лет, а он не проявляет никакой инициативы, не может справиться с малейшими трудностями, всегда зовет на помощь маму. При прояснении ситуации выяснилось следующее - мать во всем активно помогает ребенку, вмешивается в те ситуации, где ее помощь явно не требуется. Например, до сих пор помогает ему завязывать шнурки, контролирует чистку зубов. Спят они вместе, так как «он раскрывается ночью». У мальчика сложности во взаимоотношениях с одноклассниками, он не пытается выстроить отношения с ними. Ребенок растет в тепличных условиях. За него все делает и решает мама.
При подобной гиперопеке ребенку сложно проявлять себя, высказывать свои желания, принимать решения. Чрезмерная забота родителей не способствует развитию ребенка, мешая его социализации и самостоятельности.
4. Отсутствие позитивных взаимоотношений со своими детьми.
Важно учитывать, что некоторым родителям сложно выстроить позитивные отношения со своими детьми. Одна мама открыто заявляла о том, что не любит своего ребенка, не видит у него никаких положительных перспектив в развитии. Ребенок все делает не так, как хочется маме, «вот у других дети как дети, а мой ребенок - сплошной кошмар, ходячее недоразумение».
 Она высказывала опасения, что имеющиеся трудности в поведении ребенка (плохая учеба и агрессивное поведение) обязательно перерастут в глобальные проблемы во взрослой жизни. И у ребенка соответственно формируется такое же отношение к себе. Он в свои 9 лет уже согласен с мамой, что ничего не добьется в жизни.
Важно помочь родителям увидеть положительные качества в своем ребенке, начать принимать его таким, какой он есть.
5. Проблемы ребенка могут объединять семью на грани развода.
Поведение ребенка изменяется при проведении коррекционной работы педагогом-психологом. Но семья может противиться таким изменениям. Могут быть парадоксальные ситуации, когда проблемы ребенка являются единственной причиной того, что родители не разводятся. Пока у ребенка есть проблемы, это дает возможность обоим родителям справляться с ними сообща. Нет общих проблем, нет и возможностей для общения между мужем и женой.
6. Негативные чувства родителей, мешающие получать квалифицированную помощь.
Зачастую родители испытывают чувство вины и стыда за какие-нибудь «особенности» в поведении ребенка, поэтому они не обращаются за квалифицированной помощью. Им кажется, что окружение «будет смеяться над ними». Избегая этого, они ничего не делают для разрешения проблемы.  Смысл работы с мамой на этом этапе заключается в том, чтобы объяснить, что не стоит бежать от проблем, а нужно стараться их решать. Именно в преодолении трудностей и заключается прогрессивное развитие.
Педагогу-психологу в работе с родителями необходимо быть осторожным в своих формулировках при оценке ситуации. Родители могут уйти после первой консультации, так и не поняв необходимости дальнейшей работы над собой для решения проблем в семье. Как бы ни было трудно разговаривать с родителями, нужно снова и снова искать слова и аргументы, которые бы подействовали в проблемной ситуации. В этом и заключаются мастерство и профессионализм педагога-психолога.
Родителям важно донести ценность любого продвижения в развитии ребенка - в эмоциональной и коммуникативной сферах. Это очень важный шаг для закрепления результатов, полученных в процессе совместной работы родителя и психолога.
В жизни ребенка родители играют уникальную роль. Опыт общения с родителями, который ребенок получил в детстве, остается с ним на всю жизнь и влияет на дальнейшие отношения. Контакт и сотрудничество педагога-психолога с родителями являются необходимыми условиями для полноценной помощи ребенку. Важно помнить, что все трудности преодолимы, для успешной и счастливой семейной жизни важны только родительское желание, стремление работать над собой. Психолог обязательно поможет матери или отцу осознать собственные чувства, связанные с родительством, рассказать о возрастных особенностях детей. В результате родители смогут лучше понять своего ребенка, его потребности и проблемы, улучшить качество семейной жизни. Получайте удовольствие от общения с членами вашей семьи, удивляйтесь и радуйтесь достижениям друг друга!

Елена СИДОРЕНКОВА, педагог-психолог территориального отделения «Выхино» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы