В международной конкурсной программе нынешнего «Духа огня» было представлено восемь картин. «На фестивале не должно быть случайных фильмов, все они перекликаются и создают фестивальную полифонию», - отметил программный директор киносмотра Борис Нелепо. В конкурсе были картины из Германии, Франции, Египта, Нигерии, США, Польши, Португалии. «У нас настолько широкая география программы, что, в сущности, мы предлагаем зрителю за эти несколько дней фестиваля совершить кругосветное путешествие, побывав на самых разных континентах и в самых разных политических и исторических условиях, - сказал Борис Нелепо. - Мне кажется, что зрителю пережить, испытать тот опыт в кино, которого у него нет, очень интересно. Но с другой стороны, ему также хочется увидеть что-то узнаваемое. То, с чем он может соотнестись, сопереживать, а, возможно, найти какие-то ответы на те или иные вопросы, которые его волнуют».
Действительно, все восемь фильмов конкурса представили обширную географию. Зрителям удалось при помощи кино побывать и в Нигерии, и в Камбодже, и во Франции, и в Польше, и в Египте, и в США. И вновь убеждаешься, что людей во всем мире независимо от их национальности и места проживания, в сущности, волнуют одни и те же вещи - любовь, дружба, благополучие свое и своих близких. Язык кино универсален, он не знает границ и различий. И зрителям в Ханты-Мансийске вполне понятны переживания польского художника Здзислава Бексиньского (о его судьбе картина «Последняя семья»), а ханты-мансийским подросткам близки чаяния и надежды их камбоджийских сверстников (о них в фильме «Алмазный остров»), да и таких персонажей, как непутевый американец Майк из картины «Недолгая остановка», можно встретить и на российских просторах.
Международному жюри кинофестиваля, которое возглавлял российский режиссер Павел Чухрай, пришлось делать непростой выбор. Восемь конкурсных картин, восемь дебютов - и все довольно высокого уровня, такая уж в этом году собралась программа, за что, конечно, спасибо в первую очередь программному директору фестиваля Борису Нелепо. Честное слово, если не знать, что это конкурс дебютов, можно решить, что в фестивале участвовали зрелые мастера режиссуры, настолько сильны были представленные работы.
И все же выбор сделан: главный приз «Золотая тайга» получил фильм «Алмазный остров» (Франция - Камбоджа - Германия - Катар - Таиланд, режиссер Дэви Шу). Герои картины - молодые камбоджийские парни, которые приехали из провинции в столицу и работают на строительстве «Алмазного острова» - жилого комплекса для богатых. Удивительно, что главные роли сыграли непрофессиональные актеры, им удалось так четко и точно передать все переживания и чувства своих героев! Это говорит о том, что вдобавок ко всему молодой режиссер умеет прекрасно работать с актерами. Отдельного «браво» заслуживает оператор картины Тома Фавель. Кстати, во внеконкурсной программе фестиваля был показан еще один его фильм - «Спящая красавица» режиссера Адо Арьетта - изящная, воздушная, нежная картина, просто восторг и праздник для синефилов. Очень хорошо сказал режиссер Сергей Соловьев. Не по поводу этой картины, а про кино в принципе, но «Спящая красавица» прекрасно иллюстрирует его высказывание: «Когда я снимал «Ке-ды», я думал, что мне интересно по-настоящему. И я понял - мне интересно так называемое прямое кино. «Прибытие поезда». Все сидят в зале и... пш-пш-пш - на нас едет поезд. Как едет поезд, что это обозначает? Нет, это просто поезд. Мне была необходима примитивная простота общения с экранным образом». Вот именно такой мнимой простотой и очаровывает фильм Арьетта.
«Серебряную тайгу» получила картина польского режиссера Яна П.Матушиньского «Последняя семья». Это семейная сага, основанная на реальных событиях жизни известного польского художника Здзислава Бексиньского. Невероятно зрелая и серьезная работа дебютанта в игровом кино Матушиньского поражает виртуозностью и глубиной. Перед нами практически вся жизнь художника и его семьи - и трагическая, и в то же время в чем-то невероятно прекрасная, ибо понимаешь, что этот человек прожил так, как хотел, и, несмотря на многие грустные моменты своей судьбы и очень печальный финал, был по-своему счастлив.
Режиссер Александр Сокуров получил приз «За личный вклад в киноискусство и создание своей школы». На фестивале он представил фильмы учеников своей режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете им. Х.М.Бербекова. Это первый подобный опыт на «Духе огня», но, по словам организаторов, теперь это станет традицией. Как сказала вице-президент фестиваля Мария Зверева: «Все-таки во всех киношколах учатся не курсами, а мастерскими. И важно, чтобы мастер не «подламывал» учеников, а давал им вырасти такими, какими их задумала природа».