Любят наши ученики задавать вопросы: «А почему ученые не могут договориться: выделять Южный океан или нет?», «Что это за камень я вчера нашел? Это случайно не кусок серебра? Может, это метеорит?» и т. д.
Дети готовы познавать новое, но при этом знания обязательно должны быть ими востребованы. Ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат. Услышав проблемный вопрос от ученика, учитель создает условия для реализации педагогических целей, при достижении которых ребенок станет успешным, получит полезный продукт. Необходимо помнить и о том, что проблема, на основе которой ребенок строит свои гипотезы, должна быть актуальна, современна и интересна для окружающих, если, конечно, у вас далеко идущие планы.
Не стоит забывать про необходимые каждому юному исследователю поисковые (исследовательские) навыки: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выполнять логические действия, наблюдать, проводить эксперимент, самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.  Дети должны уметь самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста), находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные умения способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Они также помогают учащимся овладеть методами научного познания.
Для юных исследователей очень важно владеть презентационными качествами:  уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы. Для подготовки будущих исследователей необходимо уделять время развитию коммуникативных умений: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и т. д. Поэтому так необходимо, на мой взгляд, чаще использовать игровые технологии, организовывать работу в малых группах сменного состава.
Эпоха перемен продолжается! Инновационная экономика нуждается в людях, способных решать нестандартные задачи в нестандартных ситуациях. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Каждая такая работа должна быть представлена на конференциях разного уровня, где бы авторы могли обменяться наработанными идеями. Конференции, очные проекты Малой академии наук «Интеллект будущего» - площадка для встречи юных исследователей, представляющих все регионы России, их творческого роста и продвижения идей.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, МБОУ «Нарвинская СШ им. В.И.Круглова», с. Нарва, Красноярский край