На современном этапе развития системы образования репетитор  едва ли не самый злостный враг российского педагога. Отношение такое вполне оправданно, поскольку сегодня основной задачей репетиторов является срочное исправление промахов или упущений учителя. Этот факт необходимо признать априори.
Но как же так получилось, что за последние 15 лет роль репетитора столь резко изменилась и постепенно трансформировалась из крайних мер или же подготовки к поступлению в элитный вуз в банальное дублирование школьных уроков?
Почему с каждым годом репетиторство все прочнее занимает свое место в нашей профессиональной образовательной традиции? Объяснений этому явлению может быть несколько.
Первое объяснение вышеупомянутой проблемы имеет название  «запущенность». К великому сожалению, в этом случае без репетиторства обойтись крайне сложно.  Думаю, что так будет продолжаться до тех пор, пока школы не смогут разработать программы и методические пособия для работы с отстающими учениками в индивидуальном порядке. Причем такие программы, которые реально эффективны, а не являются по факту лишь написанными в качестве отчетов для муниципальных отделов образования или курсов повышения квалификации учителей.
Второй вариант объяснения проблемы - утрата доверия, родители больше не верят школе, как в старые добрые времена.
Но почему-то такую социальную, можно сказать, местную проблему предлагают решать законодательным путем, совершенно не задумываясь над тем, что или кто явился первопричиной возникновения такого отношения к школе со стороны семей обучающихся.
Многие склонны думать, что проблема кроется в том, что учитель сегодня опасается поставить двойку, не имеет возможности оставить на второй год неуспевающего школьника, оказываясь в итоге в унизительном положении.
Почему же проблема авторитета учителя обострилась именно сейчас? Все дело в том, что за последние годы произошла серьезная переоценка ценностей. И в нынешней ситуации необходимо понимать, что насильно мил не будешь, поскольку уважение кроется не в формальных категориях и прочих заслугах, а в признании компетентности и авторитета педагога. Соответственно предъявляется больше требований. И данная тенденция, если вдуматься, может принести только пользу. По неизвестным причинам данная ситуация не мобилизует педагогов на пересмотр своего отношения к преподаванию и повышению своего собственного уровня знаний и умений, а, напротив, вызывает лишь неприязнь и сетования на несчастную судьбу.
Не проще ли делом доказать свой авторитет, не вступая при этом в конфронтацию или полемику с родителями? Тем более что для семьи школьника не существует лучшего показателя компетентности педагога, чем положительная динамика и повышение учебной мотивации у ребенка.
В данной ситуации именно репетитор оказывается зачастую в выигрышном положении, так как он просто качественно выполняет свою работу, без лишних пререканий и претензий. И результат не заставляет себя ждать. Именно по этим причинам школьный учитель оказывается не в чести, не  у дел, уступая свое законное место обучения подрастающего поколения репетитору, иногда даже студенту, как бы парадоксально это ни звучало.
 Да, на сегодняшний день репетиторы - это не исключительно  вузовские преподаватели и педагоги с большим опытом и стажем, это и первокурсники педагогических вузов.
Таким (не самым удачным) образом, складывающаяся ситуация должна стать для школьных учителей уже не звоночком, а колоколом: что происходит, что мы делаем неправильно? Почему нынешняя школа в глазах окружающих стремительно теряет свою популярность и значимость?
На мой взгляд, основной бич школы - отсутствие мотивации, причем как у учеников, так и у учителей. Казалось бы, так просто: восстанови ее - и все будет в полном порядке.
К сожалению, проблема кроется в том, что нынешняя учебная мотивация прямо пропорциональна успеваемости. И виной этому служит фетишизация школьных оценок. Когда на первое место ставится не то, что нового ученик  узнал, а какую оценку получил, когда педагоги, выставляя оценки, строжайшим образом судят  об умственных способностях ребенка, а не о  качестве своего преподавания. Учитель забывает, что для школьника, ученика, он судья во вторую очередь, в первую - помощник и наставник. Кто, кроме педагога, поможет ему ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях?
В итоге ситуация нерадостная: либо вся семья, прислушавшись к педагогу, начинает учиться вместе с ребенком, и хорошо, если не вместо него, либо нанимают репетитора, чтобы он помог ликвидировать имеющиеся проблемы.
Между тем если мама с папой не предприняли мер, которые хотел бы увидеть учитель, то школа тут же начинает обвинять семью в невыполнении родительских обязанностей.
Парадокс! Школа обвиняет родителей в том, что не сумела донести учебный материал до сознания ребенка. Именно по этим причинам родители опускают руки, а школа между тем фактически расписывается в собственном бездействии и бессилии. И появляется в жизни ребенка репетитор. Думаю, не будь спасателей-репетиторов, можно было бы смело поставить крест на нашем образовании.
В нашей системе многое перевернуто с ног на голову. Родители учатся за детей, чтобы те двойки не получали. Неумно, не так ли? Зато популярно! А что остается в голове у ребенка, никого особо не интересует.
Пословица «Учиться никогда не поздно» в наших школах явно не пользуется популярностью. В этом беда всей нашей образовательной системы. Укоренилась плохая практика:  если ты сегодня получил двойку за невыученную тему, завтра ты можешь ее не учить, это уже никому не нужно!
Аналогичная ситуация складывается с выполнением заданий на дом. По сложившейся традиции без домашних заданий  мы себе школьную жизнь не представляем. Но иногда хочется задаться вопросом: а какой в них смысл? Учитель зачастую проверяет только наличие написанного домашнего задания, особо не вникая в правильность его выполнения.
Для меня, как и для многих моих коллег, именно домашнее задание является своеобразным маркером пробелов в знаниях школьников. К таким выводам я пришла исходя из своего педагогического опыта.
Если точнее, то, по-моему, повысить КПД в выполнении домашнего задания возможно за счет грамотной расстановки приоритетов. Что важнее: оценка или же полученные знания?
Дело в том, что в определенный момент передо мной встал следующий вопрос: как понять, усвоил школьник тему или нет, каким образом установить имеющиеся пробелы и найти подходящее решение, причем сделать это так, чтобы в классе были задействованы все ученики?
Соглашусь, задача не из легких. Опросить каждого не особо получится, да и может иметь место фактор «публичности», так как в классе всегда имеются дети, которые стесняются отвечать у доски.
Дать проверочную? Тоже не вариант, поскольку работа будет «на оценку». Дети прекрасно об этом осведомлены и соответственно будут непременно списывать друг у друга или же искать правильные решения в Интернете. Меня осенила идея - можно элементарно изменить требования к выполнению домашней работы, избавившись от погони за отметками и идеальной «домашкой».
Во-первых, нужно объявить классу о том, что смысл домашнего задания не в том, чтобы «поймать» школьника на незнании материала, а своевременно оказать посильную помощь. Поэтому не стоит стремиться к идеально выполненной работе и при непонимании, как решить задачу, тут же обращаться к «решебнику». Если же задача непонятна и не получается ее решить, я разрешила прямо в тетради задавать  вопросы, вплоть до того, что можно написать, например, «я не знаю, как решить №..». В итоге этим можно убить сразу несколько зайцев:
 1. Можно понять, какие типы задач школьникам непонятны.
2. Нет афиширования своего незнания школьниками  перед классом. Такая система может быть очень полезна для замкнутых и закомплексованных детей. В итоге дети задают вопросы учителю, не опасаясь стать объектом насмешек со стороны одноклассников.
3. Домашние задания школьники начинают решать самостоятельно, без сторонней помощи.  
 Поразительно, но факт! Вероятно, это связано с тем, что при удалении фактора отметки у детей исчезает страх перед ошибками. Что приводит к более вдумчивому выполнению заданий.
Учитель в свою очередь получает возможность проанализировать ситуацию как во всем классе, так и с каждым учеником в индивидуальном порядке, что приводит и к повышению учебной мотивации у детей, и к улучшению показателей на контрольных, и к вовлеченности всех школьников в процесс получения знаний.
Вернемся к проблеме репетиторства. В моем понимании репетиторство, как и его массовость, есть отражение насущных проблем и неудачных попыток перекладывания своей ответственности на плечи родителей. Отказ от решения этих проблем и приводит к соответствующим последствиям.  
...Многие проблемы, которые на сегодняшний день складываются в нашем образовании, говорят именно о том, что не надо пытаться искать черную кошку в черной комнате.
Не стоит обвинять правительство, министров, реформы в тех проблемах, которые мы сами в силах решить. Гораздо более губительный эффект имеет современная ортодоксальная мифология о «развале и деградации нашей системы образования и необходимости возврата к советской школе». Такая позиция  фактически совершает раскол в обществе. Всегда легко поверить в то, что нас «сознательно отупляют», нежели осознать, что наше образование - в наших руках, руках педагогических коллективов. Нам решать, какую информацию, в каком виде мы будем нести детям: разумное, доброе вечное или же нечто несовершенное.

​Дарья СМИРНОВА, студентка, Московский государственный областной университет, физико-математический факультет