На свободу с чистой совестью
- Вы сумасшедшая?  Ребенок останется без образования! - сказала Ладе завуч школы, когда мать решила перевести сына на семейное обучение.
Лада - мать пятерых детей. Она маленькая и стройная, но настойчивая. Пятиклассник Максим - единственный в семье, кто никогда не учился в школе.
- Я привела его на первый День знаний и поняла, что ему еще рано в школу, - говорит Лада. - Это сейчас, в пятом классе, он усидчивый и серьезный, а раньше был та еще егоза.
Школа и Комитет образования города Подольска затягивали с переводом Максима на семейное обучение еще два месяца: не хотели корректировать некоторые пункты примерного договора. Говорили: «Либо подписываете документ на наших условиях, либо никакой».
Я хотела заключить договор до конца августа, как положено, а не до конца мая, как предлагала школа, чтобы получить финансовую компенсацию за обучение на дому в полном объеме, тогда ее еще не отменили.  Еще я хотела присутствовать на аттестациях ребенка, и чтобы сын мог участвовать в олимпиадах наравне со всеми.
По закону родители имеют право внести изменения в примерный договор, согласовать их со школой и уведомить местный муниципалитет о переходе на семейное образование. В конце концов мать добилась своего.
До выхода нового закона об образовании родители шепотом договаривались со школой о переводе ребенка на семейную форму обучения. Но в 2013 году вышел закон, который сделал процедуру четкой, хотя менее удобной: детей на семейном образовании лишили большинства льгот и исключили из контингента школы, теперь родителям приходится забирать личное дело ребенка, а затем искать школу, которая готова аттестовать ученика по итогам освоения годовой программы. Но многие родители нашли другой путь - оформлять детей не на семейное образование, а на заочную форму обучения, так удобнее.

Методика
При семейном обучении родители сами заботятся о знаниях ребенка. В обязанностях школы: методическое обеспечение, проведение промежуточных аттестаций и консультации для подготовки к ним. Тут же возникает вопрос: как родителям выстроить учебный процесс, чтобы ребенок не остался с пустой головой?
Лада использует методику нашумевшей школы Шаталова, по которой предметы изучают в короткий срок.
Мать вертит в руках диск с курсом математики за второй-четвертый классы, который Максим освоил в первом:
- Я поняла, что если сама не смогу вытягивать, то либо посмотрю видеокурс, либо отправлю сына на эти занятия.
Но пока Лада справляется. Она придерживается двух принципов: погружение и систематичность. Некоторые предметы Максим проходит блоками, а потом вспоминает и изучает более глубоко. Однако в математике, русском и английском нужна регулярность, иначе теряется навык.
Такой же регулярно-блочной системы обучения придерживаются в семье Гласко, где растет восьмиклассник Герман.
Герман учится дома со второго класса. С тех пор он регулярно занимается четыре дня в неделю. Раньше на учебу у мальчика уходило меньше времени, но в восьмом классе он учится по четыре часа в день.
- Такой подход позволяет изучать все предметы, - агитирует Виктория. - Затраты времени получаются в несколько раз меньше, чем у обычного школьника.
Герман успешно сдает аттестации, в начальной школе перешагнул один класс экстерном.
- Когда другие ребята узнают, что я на семейном обучении, говорят: «О, я тоже так хочу, потому что ничего делать не надо!» - рассказывает раскованный и улыбчивый Герман. - Они думают, что я проснулся, выпил кружку чая, посидел за компьютером, решил несколько задач... У меня такого совсем нет.  Меня не надо заставлять учиться, я просто делаю это автоматически. И увлечения у меня есть.

Интересное неизвестное
Пятиклассник Максим выставляет на кухонный стол фигурки из глины: натюрморт с грушами и долькой арбуза, горшок для цветов...
- Максим занимается чем хочет, а я наблюдаю, в каком направлении это «хочет», - говорит его мама Лада. -  Это и биология, и химия, и техника, и лепка из глины. Я стараюсь создать условия. Моя дочка Маша учится в школе, недавно им задали прочитать «Муму». Я попросила пересказать прочитанное, она рассказала только треть и остановилась. Потому что им задали только до двести восьмой страницы. Максим бы дочитал до конца.
- Правда ли, что домашнее обучение стимулирует любознательность ребенка? - спрашиваю клинического психолога, специалиста по детско-родительским отношениям Марию Герасимову.
- Любознательность свойственна всем и проявляется с первых дней жизни. Но обязательность домашних заданий, непонимание, зачем дается та или иная информация, действительно могут отбить желание учиться у некоторых детей.
Общению быть!
- Хочу перевести сына на семейное обучение, но наш папа против, - рассказывает Елена, мать третьеклассника Славы. - Муж говорит, ребенку нужна вторичная социализация.
- Первичная социализация - в кругу родных и близких, - поясняет психолог Мария Герасимова, - а вторичная подразумевает контакты с новыми людьми, в других социальных средах. Это умение налаживать отношения, заводить друзей, выстраивать границы общения с педагогами и незнакомыми. Поэтому родителям, чей ребенок на семейном обучении, стоит позаботиться о посещении им кружков и секций. Необходимо участвовать в  походах, турслетах, экскурсиях, просто в прогулках с другими детьми.
- В школе ребенок тоже может не социализироваться, - заявляет Виктория Гласко. Мы в актовом зале, Герман и другие ребята, школьники и «семейники», готовятся к спектаклю, сценарий, костюмы, декорации они сделали сами. - В школе одновозрастный коллектив, который вообще-то неестественен для человека. Есть и другая сторона: родители забирают детей на семейное обучение и водят на массу кружков. Но там дети тоже не социализируются, потому что это такая же учеба - там нет общения. Чтобы мой сын не скучал дома, я создала клуб «Кайманчик». Мы готовим доклады на конференцию, у нас есть кулинарный кружок, киноклуб, спортивное ориентирование... Вот это социализация.

А что дальше?
За столиком в кафе высокий мужчина и миниатюрная длинноволосая женщина -  Ольга и Петр Головановы.
- Родители перевели меня на семейное образование в девяносто втором году, когда я была в шестом классе, - говорит Ольга. - Тогда только вступил в силу закон, позволяющий учиться таким образом.
- А я стал учиться дома с девяносто пятого года, после четвертого класса, - говорит ее брат.  - Сестра получала хорошие знания и росла свободным, раскованным человеком. Родители решили перевести и меня.  Хотя я был средним учеником, в десятом классе уже сдал экстерном все экзамены за одиннадцатый.  Все делалось для того, чтобы потом я целый год готовился к институту. Сейчас я индивидуальный предприниматель, во время обучения в вузе стал помогать отцу с его бизнесом, перенял одну палатку с одеждой и развил торговую сеть. Открыл еще одно дело - диспетчерскую по ремонту бытовой техники.
- А я с детства любила животных, - говорит Ольга. - Позже мне стали нравиться языки, так что я пошла учиться на ветеринара в Российский университет дружбы народов. Но жизнь сложилась по-другому. Еще со студенчества я работаю  консультантом по семейному образованию.
- Как вы считаете, существует ли разница между бывшими школьниками и хоумскулерами?
-  Моя дочь, дети моей сестры и брата учатся дома, а дети старшего брата ходят в школу, - говорит Ольга. - Все ребята на одной волне, общительные, прекрасно проводят время как вместе, так и по отдельности. Нельзя сказать, что если ребенок пошел в школу, то у него в судьбе предрешено что-то одно, а если не пошел, то другое. Все зависит от того, сколько сил и знаний родители вкладывают в воспитание своих детей.
В общем, домашнее образование не хуже и не лучше школы. Оно никогда не будет прибежищем большинства, но выбор за родителями и самими детьми.