Ведь кто идет сегодня в «вечерку»? Во-первых, работающие люди. Да, они заинтересованы в получении аттестата, но учиться им крайне сложно, нет базы. Поэтому говорить о каком-либо высоком показателе обучения тут не приходится. Вторую группу составляют ученики, которые выдворены из дневных школ (и это самый трудный контингент) по разным причинам - применение наркотических и других психотропных веществ, пьянство, совершение правонарушений и т. д. Ждать от них какого-либо интереса к получению образования не приходится. А третья группа бывших студентов техникумов, колледжей, которые либо отчислены за неуспеваемость, либо бросили учебу сами, довольствуются минимумом знаний.
Усугубляет во многом проблему и отсутствие нормальной материальной базы, технической оснащенности кабинетов. Интерактивные доски, аудиовидеоаппаратура, современные раздаточные материалы - все то, без чего невозможно проводить уроки на современном уровне. Как правило, юноши и девушки посещают только те занятия, на которых им интересно, когда учитель использует различные инновационные технологии. Классный руководитель вынужден буквально «загонять» учеников в класс на тот или иной предмет. И самое главное, в «вечерку» попадают дети из неблагополучных семей, на помощь родителей рассчитывать не приходится. В данном случае воспитывать приходится и детей, и родителей. Ими, конечно, занимается не только школа, но и правоохранительные органы, но, увы, зачастую безуспешно.
Мне думается, что учеба в таких школах должна быть направлена в профессиональное русло, чтобы выпускник наряду с аттестатом получал и документ, позволяющий ему устроиться на работу. Чтобы осуществить этот проект, можно объединить мелкие школы, оснастить заведение современными материальными средствами, обеспечить высокопрофессиональными кадрами. Приведу пример. В Ижевске работает образовательное учреждение №17. Здесь наряду с обычными классами есть классы парикмахеров. У ребят налицо большая заинтересованность в получении профессии, с дисциплиной все в порядке, они не пропускают занятия, стараются, участвуют в конкурсах не только городского масштаба, но и республиканского уровня. Есть конкурсанты, получившие дипломы победителей, призеры.
На мой взгляд, бессмысленно привлекать выпускников вечерней школы к сдаче ЕГЭ, пусть его сдают только те, кто хочет пойти в вуз. Таковых немного. А для остальных можно, к примеру, взять традиционную методику с использованием либо билетной, либо тестовой формы.

Гульфида МОРДАНОВА, к. п. н., отличник народного просвещения РФ