Елена КОСТЮНИНА, учитель истории и обществознания, Дзержинск, Нижегородская область:
- Я понимаю тех, кто готов терпеть издержки, уча детей самостоятельно. В семье родитель сам определяет, чему и сколько уделять внимания, он вправе выбрать программу, методику, может сам пригласить педагогов. Лишь от родителей зависит, насколько продуктивна и доброжелательна будет атмосфера обучения. А школа, даже суперэлитная, - это, извините, дареный конь, которому в зубы не смотрят.

Мария Л., мама девятиклассницы, менеджер, Великий Новгород:
- Я бы с удовольствием перевела дочь на семейное обучение, у нее не сложились отношения с классом и учителями. Я дипломированный учитель русского языка и литературы и думаю, что смогла бы подготовить дочь по гуманитарным предметам. Но беда в том, что дочь с 6-го класса плохо понимает алгебру, физику, химию. Учителя ничего толком не объясняют, и за три года ребенок значительно отстал по программе. Пока дочка учится в школе, учителя натягивают отметки. А в случае перехода на семейное обучение дочери пришлось бы сдавать задания индивидуально. Тут бы и выплыло то, что в реальности она знает эти предметы на «два».

Алена ДУБРОВИНА, мама троих школьников, Петрозаводск, Карелия:
- Чаще всего родители переходят на эту форму, будучи недовольными уровнем образования детей в школе. На учебу дома тратится меньше времени, и у ребенка есть возможность заняться другими делами: спорт, кружки, секции. В нашей семье есть небольшой опыт семейного обучения во время длительной болезни детей. Процесс этот трудоемкий, но приносит свои плоды. После отсутствия ребенка в школе итоговые контрольные работы были написаны с легкостью.

Валерия БАРАНОВА, мама шестиклассника, Воронеж:
- Мы перевели сына на семейное образование, потому что он отказался ходить в школу. Не получается выстраивать отношения с учителями. Сначала думали, может, это только в одной школе так, но и в другой, куда его перевели, начались те же проблемы и двойки. Оказывается, когда переводишь ребенка на семейное обучение, государство никаких денег за это родителям не дает. Это несправедливо!

Игорь ЛЮБИМОВ, папа четвероклассника, Санкт-Петербург:
 - Наверное, те, кто выбирает такую форму обучения, уверены в том, что они дадут более качественное образование детям. И потом сейчас много детей, которым в массовой школе тяжело. Для таких ребят семейное обучение - выход.

Евгений БЕЛЯКОВ, родитель, Республика Крым:
- Наша семейная школа началась в 1989 году, когда я оставил учиться дома Никиту, старшего из пяти детей. В то время в системе образования был ужасный хаос, и на нас никто просто не обратил внимания. Мы были полны энтузиазма. Я учился в МОПИ им. Крупской, мечтал о перестройке школы, а пока решил экспериментировать самостоятельно. Мы с женой общались с двумя очень крупными в то время педагогами - Борисом Никитиным и Александром Новиковым. Мой эксперимент длится без малого 30 лет. Результат двойственный: с одной стороны, получаются творческие личности. С другой стороны, жизнь наших детей вовсе не простая, как у любых самобытных людей. Семейное образование - явно не способ обеспечить детям богатство и адаптированность. И если такова цель, то надо искать хорошую школу.