- Сегодня в системе образования существует огромное количество рейтингов, - отметила ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок на круглом столе, организованном редакцией московской городской газеты «Мой район». - Однако на поверку выясняется, что доверять можно далеко не всем из них. Нередко организатором того или иного рейтинга выступает отдельно взятый вуз, который совершенно закономерно занимает в этом исследовании одно из самых почетных мест. Все мы знаем и о так называемых заказных мониторингах, которые преследуют цель выставить один вуз в лучшем свете, а другой - в худшем.
По словам Натальи Починок, самым опасным явлением можно считать вовлечение государственных структур в эти интриги. В частности, есть попытки превратить Рособрнадзор в маркетингового агента, когда определенные круги пишут коллективное письмо в адрес руководителя этого ведомства с просьбой провести проверку того или иного вуза. В итоге Рособрнадзор вынужден реагировать на запрос, посылать в регион проверочную комиссию, которая либо ничего не находит, либо выявляет какие-то мелкие недочеты, однако «осадочек остается», на репутации вуза появляется темное пятно, потрачены нервы, средства и время. А в выигрыше конкуренты.
Поэтому, считает Наталья Починок, необходимо развивать систему обратной связи, то есть оценивать работу вуза с привлечением общественности, в первую очередь студентов. Проблема в том, что сама общественность пока не слишком-то готова участвовать в этом процессе.
- Думаю, вряд ли стоило в одном рейтинге сравнивать такие разные вузы, как медицинский, химико-технологический, педагогический, пищевой и т. п., - сказал заместитель директора Центра общественных проектов Государственного университета управления Михаил Поляков. - Опять же есть вузы маленькие и большие, столичные и провинциальные, частные и государственные. И вообще главная характеристика любого вуза - это качество специалистов, которых он готовит. А если уж совсем честно, то, наверное, даже и не это главное, поскольку не каждый, кто окончил тот или иной вуз, сегодня работает по специальности. Тут важны умение найти себя в постоянно меняющемся мире, умение реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Однако, констатирует Поляков, при выборе вуза родители и школьники больше обращают внимание на отзывы других людей об этом учреждении. А отзывы эти могут быть самыми разными и основываются порой на чистых эмоциях, которые формируются в том числе и благодаря недобросовестной конкуренции. Этика вузовского сообщества в отличие, например, от адвокатского или спортивного у нас не сформирована, и это тоже огромный минус.
- Например, наш вуз сейчас находится на стадии реорганизации, - рассказывает Михаил Поляков. - Руководству пришлось уволить часть сотрудников, поэтому вполне логично, что в Сети можно найти большое количество нелестных и далеко не всегда объективных отзывов от лица тех, кто считает себя обиженным. Этот фактор тоже нужно учитывать. А еще могут быть элементарные «накрутки», когда студенты и преподаватели многочисленными «лайками» выводят свое образовательное учреждение в Топ интернет-голосований, пишут огромное количество положительных отзывов на разных сайтах, где сравнивают разные вузы. Создается впечатление абсолютного успеха и всеобщей любви, что тоже не всегда соответствует реальности. Так что обратная связь тоже может быть разной.
Как заявила и. о. проректора по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств Наталья Лабутина, с недобросовестной конкуренцией сталкиваются все вузы, без исключения.
- Например, на протяжении всей приемной кампании недалеко от нашего главного корпуса стоял автобус с рекламой другого университета, - вспоминает она. - Расчет был прост: переманить абитуриентов! Также на образовательном портале Учеба.ру была кем-то организована волна негативных отзывов в адрес нашего вуза.
По мнению Лабутиной, в качестве профилактики хорошо себя зарекомендовали дни открытых дверей. Хотя другие считают, что гораздо более эффективно провести серию мастер-классов или олимпиады для школьников. Также очень полезны встречи детей и родителей со студентами и выпускниками вузов. Ведь человек, который после окончания учебы работает в хорошей компании и занимает хорошую должность, - это самая лучшая реклама вуза!
Правоту коллеги полностью подтверждает психолог, карьерный консультант, программный директор Школы осознанного развития Елена Рагозина. Она также убеждена: к каждому абитуриенту нужно искать индивидуальный подход, обращаться к нему лично и вести диалог исходя из его собственных вполне конкретных желаний и предпочтений. Универсальные рецепты тут не работают, тем более что современные дети, к сожалению, не умеют анализировать информацию.
- Поэтому каждый вуз должен быть заинтересован в сотрудничестве со школами, - делает вывод Елена Рагозина. - Нужно не ждать, пока тебя найдут и к тебе придут, а самим идти к детям, проводить для них интересные мероприятия.
А вот руководитель пресс-службы Российского нового университета Юлия Анненкова уверена, что современные дети, «цифровые аборигены», выросли в эпоху социальных сетей, а потому способны трезво оценивать полученную информацию, отделять правду от вымысла и делать правильные выводы. И если человек решил куда-либо поступать, он, как правило, самостоятельно ищет все, что касается того или иного вуза, сравнивает отзывы, взвешивает плюсы и минусы.
- По нашим данным, главный объем информации абитуриент получает на официальном сайте вуза, - говорит Юлия Анненкова. - Далее он идет в социальные сети и там читает то, что связано с этим учреждением. Сегодня на таких ресурсах, как ВКонтакте, можно найти все обо всем.
Также глава пресс-службы отметила, что  невозможно реагировать на любой негативный отклик, пытаться опровергнуть любое высказывание, это потребует колоссальных затрат времени и сил при весьма сомнительном КПД. Нужно просто игнорировать этот поток негатива, за исключением, конечно же, тех случаев, когда речь идет о заведомой и явной лжи. Тогда вполне можно выступить с официальным опровержением или даже обратиться в суд. 
Негативные публикации и отрицательные мнения на всевозможных сайтах все-таки причиняют довольно большой вред, считает проректор по информатизационному развитию Московского финансово-юридического университета Георгий Горшков. А потому все-таки нужно пытаться делать все, что в наших силах, для восстановления справедливости. Иными словами, нужно не игнорировать такие высказывания, а активно противостоять им.
Эту позицию разделяет и директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. Он отметил, что родители нынешних абитуриентов в отличие от своих детей, выросших в новых реалиях цифрового мира, все еще довольно падки до всевозможных фейков. И все потому, что они до сих пор привыкли слепо доверять печатному слову, то есть всему, что написано на каких бы то ни было сайтах. А поскольку именно родители обычно решают, куда будет поступать их ребенок, нужно огромное внимание уделять работе с семьей «на подходах», то есть задолго до экзаменов. 
При этом, разоткровенничался Павел Салин, нужно признать: да, все мы на самом деле конкурируем за абитуриента, ничего не попишешь! Вопрос в том, существуют ли правила игры, и если да, то почему их не соблюдают, а если нет, то почему их до сих пор не выработали.