- Чуть больше трех месяцев вы в новой должности. Очень гордимся карьерным ростом финалиста конкурса «Учитель года России»! Ваши первые впечатления на новом посту?
- Разные. Есть задумки, которые хочется реализовать. И вижу, что этому мешают старые установки, процедуры, которые надо либо реформировать, либо зачеркивать и вносить что-то новое. Мы все время как донкихоты боремся с ветряными мельницами…
Заметил, что родители школьников предпочитают жаловаться, нежели включаться в работу по исправлению проблемных ситуаций. Они рассуждают так: по любой проблеме лучше сразу президенту напишу, но при этом сам ни к директору не пойду, ни к учителю. Гражданское общество очень трудно формируется. Мы говорим, что верхи не дают гражданских свобод. А оказывается, низы не хотят. Еще одна важная задача - научить директоров и учителей работать с родителями, потому что зачастую они делают это по старинке.
- Может быть, потому что проблемы встают новые, ранее неизвестные? Например, пресловутые группы «Синий кит» в социальных сетях. Разве может учитель противостоять тем, кто завлекает детей в эти группы? Это дело семьи, как мне кажется…
- Не могу согласиться. Надо работать сообща. Мне видится, что это новая форма терроризма. Надо привлекать и инспекцию по делам несовершеннолетних, и МВД, и спецслужбы. Психологи должны дать очень четкие рекомендации. Это серьезная проблема. Сейчас мы провели несколько совещаний с представителями силового, психолого-педагогического, медицинского блоков. Теперь будем давать рекомендации школьным учителям. Что-то происходит сегодня, мы пока не знаем, как с этим справиться. Печально, что мы для воспитательных целей никак не можем реализовать тьюторские практики, практики сопровождения. А посмотрите, как работают эти группы. За каждым ребенком закреплен взрослый, который ведет его...
- Раис Рамазанович, каковы сегодня главные направления деятельности Министерства образования и науки Ульяновской области?
- Серьезный запрос нашего губернатора Сергея Ивановича Морозова - чтобы система образования была сопряжена с экономикой региона. Мы сегодня выстраиваем кластеры. Развивается машиностроение - мы должны понять, как образование может помочь этому развитию. Развивается авиационный кластер - мы должны сделать так, чтобы образование на это реагировало, реализовывались программы, готовились кадры...
На уровне дошкольного образования формируются установки, закладываются категории мышления. В системе основного образования мы расширяем горизонт, формируем у детей представления о мире, и мире профессий в том числе. Начинается профориентационная работа. Выясняем, с чем или с кем школьнику хочется взаимодействовать - с человеком, с машиной, со знаковой системой? Потом реализуется система предпрофильной подготовки, начинаются предпрофессиональные пробы. Чем их больше, тем лучше, тем легче определиться с будущей профессией. А дальше система профильного образования переводит увлечение в стойкий интерес, формирует нужные навыки, компетенции. Чтобы на следующем уровне, уровне СПО и высшего образования, студент мог показать самый высокий уровень квалификации. Потому что переучивать на работе, как это было раньше, нет времени. Ускорился темп жизни, и компетенции должны формироваться быстрее.
Сегодня мир профессий так изменчив, что мы точно понимаем: человек XXI века будет менять несколько профессий за свою жизнь. Сегодня у человека должно быть другое мышление, легкость и динамизм в принятии решений. Мне нравится тезис, который я где-то слышал: человек XXI века будет решать проблемы, которых еще нет, с использованием технологий, которых еще нет, и работая по профессии, которой еще не существует. К этому надо готовить.
- Что думает новый министр образования Ульяновской области о сотрудничестве с Общероссийским Профсоюзом образования?
- Я один из тех людей, которые имеют новый взгляд на Профсоюз работников народного образования и науки РФ. Потому что давно с ним сотрудничаю. И я вижу, что профсоюз сегодня изменился, старые образы и подходы к этой организации неприемлемы. Профсоюз образования объединяет кадровые, организационные, управленческие ресурсы, умело их использует во благо системы образования. Поэтому любые совместные проекты с профсоюзом мы готовы поддерживать, будем в них участвовать. Только в содружестве идет взаимообогащение. В XXI веке только командные формы работы и технологии позволяют решать сложные задачи, которые перед нами встают.
- К совместным мероприятиям относится и Всероссийский чемпионат региональных учительских команд, инициированный Ульяновской областью. Когда планируется «ЧЕРУК-2017» и каким он будет?
- Всероссийский чемпионат региональных учительских команд пройдет с 17 по 24 апреля. Ключевое его отличие от первого чемпионата - отсутствие заочного этапа.
Еще одно новшество: вместо конкурсного задания «Публичное выступление» появился педагогический проект. Мы хотим, чтобы команды прямо во время чемпионата разработали педагогический проект, реализовали его в образовательной организации и защитили. Защита пройдет в формате «Печа-куча». Общая продолжительность презентации - 6 минут 40 секунд, 20 слайдов по 20 секунд. Плюс у членов жюри будет возможность задать вопросы на уточнение. В жюри этого конкурсного задания войдет представитель от школы, который видел, как создавался проект, и сможет дать свою оценку.
Все остальные конкурсные испытания остаются те же самые.
Мы хотим, чтобы команды презентовали себя. Понимаем, что региональные команды - сборные, в них входят педагоги из разных школ, разных районов. И это задание поможет им сплотиться.
Мастер-класс необходимо будет дать, как и в прошлом году, с использованием регионального ноу-хау. Причем сейчас мы готовим и в начале апреля проведем вебинар для всех команд, которые хотят участвовать в «ЧЕРУКе», чтобы дать целевые установки. Необходимо, на наш взгляд, задать некий общий «коридор». Мастер-классы прошлого года показали, что не все понимают это задание одинаково.
Урок по заданной технологии также остается. В этом году мы заявили новую технологию - КСО, коллективные способы обучения. Хотим посмотреть, каков сегодня формат КСО, как новая технология работает, как реализуется. Сегодня ведь образовательные технологии не стоят на месте. Они имеют свою жизненную историю, развиваются. Некоторые технологии умирают, показывают свою нежизнеспособность. Я думаю, что технология «Коллективные способы обучения» жива и работоспособна, к тому же актуальна. Ведь она работает в идеологии деятельностного подхода. Дети друг друга обучают. Они занимают позицию обучающего, а это самая лучшая позиция, которая позволяет лучше усваивать материал. Мы считаем, что эта технология неоправданно забыта, пытаемся ее реанимировать.
КСО, например, используют в групповых формах обучения, но, увы, групповая работа очень часто не получается у педагогов. Мы в Ульяновске давно различаем групповую посадку и групповую работу. Многие учителя думают, что групповой посадки достаточно, чтобы началась групповая работа.
Будет культурная программа. Есть задумка: показать гостям, как реализуется кластерный подход. Я уже говорил, что мы в Ульяновской области работаем на авиационный кластер - это социально-экономическая линия развития региона. С ней связана вся система образования. Покажем, как линейка взаимодействия реализуется в дошкольном образовании, общем образовании, дополнительном образовании, в СПО, высшем образовании.

Фото Натальи ВОРОНИНОЙ