Валеология спасает
Людмила Ивановна Кораблева одна из самых ярких участниц конкурса в прямом смысле этого слова. Она носит объемные украшения из драгоценных камней и готова часами рассказывать о магических свойствах минералов, интерес к которым ей еще в юности привил брат-геолог.
Людмила Кораблева преподавала биологию, валеологию и химию, но в школе не работает уже восемь лет, поэтому когда ей предложили поучаствовать в конкурсе педагогического мастерства, сначала растерялась: «Это на седьмом десятке-то?» Но, вспомнив свое жизненное кредо «Век живи - век учись», согласилась.
- Моя мама была педагогом, папа - научным сотрудником, - рассказывает Людмила Ивановна. - Я окончила школу №32, где в свое время учились и мои родители. Кумиров себе никогда не создавала, но перед своими учителями преклоняюсь.
Такое же уважительное отношение к педагогам Людмила Ивановна старалась привить и детям. Несомненно, у нее это получилось, ученики не забывают своего учителя, благодарят за те знания, которые она им дала.
- Некоторым моим ученикам, к сожалению, пришлось служить в Чечне. На войне случалось всякое, иногда не было элементарных лекарств. Вернувшись, они признались, что частенько вспоминали те хитрости, которым я их обучала на уроках валеологии. Очень радостно, что удалось подготовить ребят к разным жизненным ситуациям.
Вот и свой конкурсный урок Людмила Ивановна начала с того, что помогла старшеклассникам снять напряжение с помощью массажа биологически активных точек.


Да просто надо не стареть!
Юлия Анатольевна Демко, работая в школе, учила ребят английскому языку, ставила с ними спектакли, танцевала, пела.
- В 90‑е годы мы с ребятами с головой погрузились в творчество, - рассказывает она. - Именно в тот момент я открыла для себя секрет педагогического труда: все, что тебе нравится, нужно делать вместе с учениками. Тогда и работа в радость, и таланты детей раскроются.
Одна из самых талантливых и знаменитых учениц Юлии Анатольевны - певица Максим. В школе сегодняшнюю звезду шоу-бизнеса звали Марина Абросимова. По словам педагога, Марина отличалась от других тем, что всегда с желанием выходила на сцену, участвовала во всех театральных постановках.
- Она с детства была лидером, такая милая хохотушка с мальчишеским задором, - вспоминает Юлия Анатольевна. - Вместе с мамой они шили костюмы для спектаклей, пели.
Сейчас Юлия Демко на пенсии, но на конкурсном испытании «Секрет молодости» она призналась, что желание творить, придумывать с годами только усиливается.
- Мое главное увлечение - это жизнь: вяжу, готовлю, пишу стихи, занимаюсь с внучками. Как пела любимая мною Клавдия Шульженко: «Да просто надо не стареть! Вот так! И в этом весь секрет!»
«Охота к перемене мест»
Лидия Васильевна Сафронова преподавала химию, но при этом всю жизнь страстно любила путешествовать. Не сложно догадаться, что практически во всех поездках Лидию Васильевну сопровождало не меньше десятка детей.
- Отец был военным, поэтому мы с родителями все время переезжали с места на место, - объясняет она свою любовь к путешествиям. - В первый год работы в школе я была классным руководителем у пятиклашек, в основном мы ходили на экскурсии по городу. Ну а когда ребята подросли, начали ездить по стране. Один раз даже Новый год встречали всем классом во Львове.
Лидию Сафронову и на пенсии дома не удержишь. Она продолжает водить на экскурсии детей, только теперь, как правило, одноклассников внуков.
Лидия Васильевна заслуженный учитель Татарстана, ветеран труда, лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений. Но главное признание она получила от учеников.
- Мой труд вознагражден их успехами, - говорит она. - Многие выбрали химию в качестве своей профессии, кто-то стал профессионалом в другой области. Это не важно, главное - они все выросли хорошими людьми. Педагог должен видеть в ученике личность, помочь определиться в жизни.


Открытая душа
Одно из заданий номинации для педагогов-ветеранов - дать пятнадцатиминутный открытый урок. На этот раз со школьниками нужно было поговорить о душе. Учитель географии Людмила Артемовна Корбиева, которая 22 года проработала в гимназии №102, начала занятие так: «Мой лучший урок еще не проведен, но я проведу его сегодня, с вами…»
Занятие действительно получилось эмоциональное и трогательное. Людмила Артемовна напомнила ребятам о людях с большим сердцем, открытой душой. Это и землячка, актриса Чулпан Хаматова, организовавшая Фонд «Подари жизнь». И актер Константин Хабенский, помогающий детям с тяжелыми заболеваниями, который не раз был в гостях в казанской гимназии №122 со своим детским театральным проектом.
На электронной доске портрет человека, посвятившего себя служению школе, - это бывший директор гимназии №122 Жанетта Зайцева. Здесь Жанетта Абрамовна проработала 35 лет, и теперь школа носит ее имя.
Рядом портрет классного руководителя ребят, для которых проводился урок. Любимой учительницы Раисы Михайловны Рязановой, сумевшей сделать класс самым сплоченным и творческим в Казани, к сожалению, не стало.
От воспоминаний и переживаний глаза учеников наполнились слезами. Их научили главному: чувствовать, сопереживать, открывать душу.


45 минут без перевода
Историю жизни Веры Леонидовны Тихомировой во время заключительного этапа конкурса зал слушал затаив дыхание. Поражало и умение рассказывать, и сама биография учителя с полувековым педагогическим стажем.
- Я всегда хотела быть преподавателем, очень любила уроки истории, - говорит Вера Леонидовна. - В выпускном классе у нас в школе организовали месячные учительские курсы. Предполагалось, что, окончив их, выпускники поедут работать в деревенские школы. От желающих не было отбоя, но в результате в село я поехала одна.
Веру определили в одну из самых отдаленных сельских школ Атнинского района Татарстана.
- Очень хорошо помню свой первый урок. Я с энтузиазмом говорила 45 минут, а когда прозвенел звонок, выяснилось, что никто из детей не понимает русский язык, деревня-то была татарская!
Молоденькая городская девушка не растерялась: пошла в библиотеку, вырезала из старых журналов картинки, и следующий урок начался с взаимного обучения языкам.
Через два года сельская учительница поступила в институт, стала историком. «Знание истории дает нам навыки для улучшения своей жизни», - считает Вера Леонидовна. Именно поэтому она сама бережно хранит все, что связано с историей ее родной страны, семьи. Вера Тихомирова до сих пор живет в том самом стареньком домишке, где родилась, знает свою родословную до шестого колена, бережно хранит переписку отца с родственниками, уникальные семейные фотографии, самая ценная из которых датирована 1904 годом, советские газеты.


Музей партизанской славы
Валентина Алексеевна Федорова - самая старшая участница конкурса. В свои 78 лет она продолжает работать, водит экскурсии по Казани. Да так, что туристы за ней не поспевают.
- Я не могу жить без этих экскурсий, - говорит она. - Это мое хобби с юности, даже работу в школе я всегда совмещала с экскурсионной деятельностью. После уроков бежала в речной порт, чтобы встретить очередную группу туристов и показать им свой любимый город. Стать учителем - мечта детства. Правда, почему-то я хотела поехать на Чукотку и учить местных ребятишек (смеется).
Не получилось… окончила исторический факультет Казанского государственного университета и пришла работать в казанскую школу №98.
Судьба распорядилась так, что в одной школе Валентина Алексеевна отработала 44 года. Создала здесь единственный в Татарстане музей партизанской славы. А еще с 1985 года в школу приглашают партизан-подпольщиков Татарстана. Партизаны много лет проводили для учеников уроки Мужества, высаживали с детьми деревья. К сожалению, сегодня героев уже практически не осталось.
Учительское дело Валентины Алексеевны продолжают ее дочери-близнецы, которые также работают в школе.


У самовара я и… мои ученики
У педагога начальной школы Любови Александровны Никитиной все выпускники поют и танцуют. Впрочем, Любовь Александровна и сама настоящая артистка! За годы работы в образовании примерила на себя все роли, начиная со Снегурочки и Деда Мороза и заканчивая Крокодилом Геной. Долгое время Любовь Александровна пела в хоре учителей, а сейчас выступает с русским народным хором «Раздолье». Однажды со своим учеником даже на программу «Поле чудес» приехала. В качестве сюрприза привезла песню собственного сочинения, а увезла с передачи интерактивную доску для школы.
Со своими учениками она любит посидеть у самовара с сушками, а для близких вяжет теплые, уютные вещи: вот шапка и шарфик для внука, а вот кофточка для мамы.
- У меня было десять выпусков, - рассказывает Любовь Александровна. - Я старалась воспитать их всесторонне развитыми личностями, творческими, любящими, добрыми. Мое сердце до сих пор открыто для каждого ученика.

Казань

Прим. редакции. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер»