Как рассказала Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», в общей сложности эксперты пообщались почти с пятью тысячами учителей. Мониторинг выявил серьезную дифференциацию зарплат по регионам. По словам учителей, самые низкие средние зарплаты сохраняются сегодня в республиках Ингушетия (13471 руб.), Дагестан (14503 руб.), Марий Эл (14647 руб.), Адыгея (15825 руб.), Чувашия (15666 руб.). Все эти показатели существенно ниже средних по экономике субъектов РФ. О самых высоких зарплатах сообщили преподаватели в Чукотском АО (57625 руб.), Москве (55971 руб.), Ямало-Ненецком АО (50157 руб.), Камчатском крае (49883 руб.).
Официальная статистика по некоторым регионам значительно отличается от тех данных, которые приводят учителя. Так, например, в Самарской области, где участие в мониторинге приняли более 700 педагогов, средняя зарплата составляет 21865 руб., а по официальной статистике - 27544 руб. Схожая ситуация в Алтайском крае. Согласно данным, полученным в ходе мониторинга от 770 преподавателей региона, средняя зарплата составляет 14432 руб., а по официальным данным - 17772 руб. Но и эту зарплату учитель получает не за одну ставку. По данным мониторинга, больше всего работать приходится учителям Чукотского АО (в среднем 32 часа в неделю), Алтайского края (29 часов), Костромской области (28 часов). В некоторых случаях нагрузка доходит до 52‑54 часов за совмещение нескольких предметов (Новосибирская область, Удмуртская Республика). При этом на многих ложится еще и административная работа - более 30% респондентов отметили, что совмещают педагогическую деятельность, например, с работой завуча, методиста или библиотекаря.
О фактах задержки зарплаты сообщили 10% опрошенных.
- Наше исследование показало, что ряд регионов по-прежнему не выполняет свои обязательства перед педагогами. При этом настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами вроде включения в него платных услуг педагога или компенсаций учителям. Такие «инициативы» на местах прямо противоречат поручению президента пересмотреть меры по достижению целевых показателей оплаты труда учителей. Немедленной и решительной должна быть реакция на невыплату зарплат учителям, в том числе со стороны органов прокуратуры, - считает Любовь Духанина.
Она также отметила, что задача исполнительной власти в регионах - не допускать снижения нормативов финансирования школ, обеспечивать выплаты стимулирующих и иных надбавок на достойном уровне: «В конечном счете необходимо прийти к модели формирования заработной платы учителей, обеспечив ее базовую часть на уровне не ниже 70%, как это уже обещали в правительстве. Учитель, как и любой труженик, должен получать достойную и гарантированную оплату своего труда».