На прошлых летних каникулах ВЦИОМ рапортовал - почти половина россиян до сих пор считают, что труд учителя оплачивается не на должном уровне. Эту мысль в более широком смысле повторила в ходе недавнего инвестиционного форума в Сочи и заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец: оказывается, стоимость рабочей силы в стране вообще сильно недооценена.
При этом Росстат, предъявляя в начале марта свежие зарплатные тренды, показывает: в основном везде рост. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата ежегодно увеличивается во многих сопоставимых (по уровню требуемого образования и квалификаций) сферах деятельности: в здравоохранении,  науке, культуре, образовании...

Если же смотреть среднюю заработную плату работников социальной сферы по регионам, можно увидеть, что и врачам, и учителям, и даже работникам культуры в минувшем году лучше всего платили в основном в отдаленных регионах с непростыми жизненными условиями. В лидерах практически по всем категориям ожидаемо оказались Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, иногда Ханты-Мансийский автономный округ и Сахалин. Не сдают своих зарплатных позиций и две столицы, но цифры порой несопоставимы. Так, по данным Росстата, в 2016 году на Чукотке учителя в среднем получали 86154 рубля в месяц, в Москве - 68491 рубль и в Санкт-Петербурге - 48011 рублей. При этом средняя зарплата  по стране за 2016 год фиксируется на уровне 33343 рублей.
В тройке аутсайдеров по учительской зарплате Республика Дагестан (18887 рублей), Алтайский край (19078 рублей) и Республика Калмыкия (19554 рубля). В других категориях работников социальной сферы состав отстающих варьируется, однако в основном это наши южные республики.
Любая статистика вызывает сомнения, так уж заведено. Поэтому, какими бы низкими ни были некоторые из представленных цифр, они все равно показались общественности далекими от действительности... Одним из первых отреагировал Общероссийский народный фронт. Свежий мониторинг ОНФ, в котором приняли участие 5 тысяч учителей, показал, что реальная зарплата педагога   «существенно ниже официальной» (дословно). Ниже даже коридор минимума и максимума - от 57625 рублей до 13471 рубля.
Причем в 75 регионах страны реальный уровень зарплаты педагогов ниже среднего по экономике субъекта, а в 16 регионах отставание составляет минимум 25%.
Так, например, среди лидеров по уровню заработной платы педагогов (они по большому счету и для ОНФ остались теми же) наблюдается следующий занимательный рассинхрон: на Чукотке, где у педагогов самая высокая средняя учебная нагрузка 32 часа в неделю, росстатовские 86154 рубля превращаются, по данным ОНФ, в 57625 рублей, 76662 рубля в Ямало-Ненецком автономном округе - в 50157 рублей, 61170 рублей в Сахалинской области - в 41388 рублей.
Еще интереснее (и печальнее) ситуация там, где средние педагогические, по данным ОНФ, оказываются существенно ниже средних по экономике регионов. Так, вместо росстатовских 21426 рублей в Ивановской области учителю выплачивают всего 15200 рублей, в Ингушетии вместо 21622 - 12471 рубль. Дагестан и по оценкам мониторинга ОНФ остался в аутсайдерах, но и здесь налицо несовпадения: 18887 рублей у Росстата и 14503 рубля у ОНФ. Та же ситуация и в Калмыкии - 19554 рубля против 16390 рублей.
В среднем, по оценкам экспертов ОНФ, зарплатные данные могут отличаться друг от друга значительно.
Почему так получается? Одна из главных претензий мониторинга ОНФ к официальным цифрам условно методологическая: в демонстрируемую Росстатом среднюю зарплату педагога вошли компенсации за коммунальные услуги в сельской местности, за проезд, доходы от платных услуг и т. д. Но дело, конечно, не только в методологии. Как отмечает Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», таким образом, получается, что поручение Президента РФ о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется зачастую лишь на бумаге и в основном благодаря бюрократическим приемам.
И, кстати, не будем забывать, что есть номинальная, а есть и реальная заработная плата. И если взглянуть на предлагаемые средние цифры (любые из упомянутых) с учетом роста средней стоимости минимального набора продуктов (за минувший месяц он прибавил полпроцента) и инфляции (она тоже выросла за этот период, пусть всего на 0,2 процента, но выросла), некоторые дополнительные мысленные поправки могут оказаться тоже вполне уместными.
Что же касается манипулирования статистикой, то претензия более чем справедлива, ведь если, к примеру, зарплата работника с максимальной выявленной ОНФ нагрузкой в 52 часа (почти 3 учительские ставки! Кому такое вообще под силу?) будет учтена, то на выходе можно получить в виде средней по субъекту не 50 и даже не 80 тысяч... И можно не предпринимать никаких реальных шагов. Все и так выглядит красиво  на бумаге. Вот только реальному, а не бумажному учителю от этого ничуть не легче: 10% опрошенных ОНФ сообщили, помимо всего прочего, о полных либо частичных невыплатах зарплаты в минувшем году...
По данным все того же Росстата на 1 января текущего года, задолженность по этим выплатам составляет чуть более 3 млн рублей. Кто знает, может быть, если по-другому посчитать и эти цифры, мы выйдем на что-то еще менее оптимистическое?

А у нас! А у вас?

В начале марта на улицы Аргентины в знак протеста вышли тысячи учителей. Несмотря на то что инфляция - привычное явление для экономики страны, 40%, зафиксированные в 2016 году, оставили неизгладимый след в памяти и кошельках местных педагогов. Сегодня учителя требуют повысить заработную плату хотя бы на треть, чтобы компенсировать недополученные деньги. Руководство Буэнос-Айреса, самой населенной провинции страны, согласно лишь на 18%.

Это факт!

Зарплатный вопрос в нашей стране в какой-то степени хуже пресловутого квартирного. Согласно опросу ВЦИОМ в 2016 году 13% россиян получали часть зарплаты официально, а часть - «в конвертах». При этом каждый десятый вынужден был соглашаться исключительно на «черный нал». По оценкам Министерства финансов РФ, объем таких незаконных выплат составляет около 5 трлн рублей. В итоге из-за этих манипуляций бюджеты различных уровней недополучили 1,5 трлн в виде страховых взносов.

Цифры

По данным мониторинга ОНФ, 21,6% российских учителей не знают, как рассчитывается их зарплата. Около 15% педагогов не знакомы с Положением об оплате труда. 8% сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.