Теоретические основания
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Но вот парадокс: это слово для нашего уха привычно и узнаваемо, а сам феномен так сложен, что его изучает отдельная наука. Попробуем разобраться с основными положениями психологии творчества.
В любом словаре можно прочитать о том, что творчество - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт. Как известно, Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов, А.Эйнштейн - теорию относительности. Значит, продуктом научного творчества являются новые знания о мире. Братья Черепановы придумали паровоз, М.Т.Калашников - автомат. Значит, продуктом технического творчества являются новые механизмы. Все поэты писали о любви, но В.В.Маяковский, М.И.Цветаева, А.А.Блок - по-своему, неповторимо. Значит, продуктом художественного творчества является новое видение мира.
Получается, история человечества - это история научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений. Впрочем, роль творчества как подлинного двигателя прогресса осмыслена уже давно. Но лишь недавно педагоги и психологи всерьез задумались о том, чтобы сделать творчество движущей силой развития человека. Неудивительно, что центральной стала идея творческого обучения детей, особенно в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики едва ли будет уместно предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому предмету ученики могут занять позицию ученых и открывать новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения - научное творчество. А что мы о нем знаем? Со школьной скамьи мы помним массу исторических анекдотов: про Ньютона под яблоней, Архимеда в ванне, Менделеева во сне. Эти занимательные истории создают устойчивую иллюзию, что открытие знаний - одномоментный акт. На самом деле научное творчество - процесс, включающий четыре звена.
Все начинается с возникновения проблемной ситуации: ученый сталкивается с противоречием и испытывает удивление или затруднение. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу - осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества - постановка проблемы. По образному выражению академика С.Г.Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: «Разреши меня, а не то я тебя сожру». Поэтому запускается второе звено творчества - поиск решения, то есть мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. После ряда горестных ошибок ученый особенно остро переживает появление решающей гипотезы (что и описывают исторические анекдоты). Но только строгая проверка превращает верную догадку в решение, то есть новое знание.
Как подметил академик А.М.Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества - выражение решения. Ученый выражает новое знание научным языком (химическим, физическим, биологическим и т. д.) в форме статьи, книги, доклада. Понятно, что созданная рукопись не лежит в письменном столе мертвым грузом, а представляется широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.
Таким образом, мы описали научное творчество как процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.

Сущность технологии
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. Однако нужно еще разобраться, как при этом действует учитель.
На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, то есть сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу ученики могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.
Побуждающий диалог провоцирует ту же мыслительную работу школьников, которую выполняет ученый. На этапе постановки проблемы учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Иными словами, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и ее проверку. Воистину, это извилистая тропа, чреватая ошибками.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется - продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).
Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал». На уроке же объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем дает задание все выучить или пересказать. Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришел, услышал, заучил». Для наглядности представим сказанное схематически. (См. таблицу.)
Структура
Любая технология отвечает на вопрос «Как…?»: «Как строить?», «Как лечить?». Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причем не вообще и в принципе, а конкретно на уроках открытия знаний. Деятельность учителя (припоминаете учебники педагогики?) всегда описывалась как «методы», «задания», «формы», «средства». Посмотрим, как эти категории раскрываются в технологии проблемного диалога.
Методы обучения не только центральная, но и самая многострадальная категория дидактики, потому что даже ученые понимают и классифицируют методы обучения по-разному. В этой статье (как уже заметил наблюдательный читатель) методы обучения рассматриваются как способы введения знаний и делятся на две диаметрально противоположные группы: проблемно-диалогические и традиционные. Последние сводятся к сообщению учителем темы и знания и не нуждаются в каком-то особом описании. Иное дело - проблемно-диалогические методы. Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определенные сочетания вопросов, приемов, заданий, и эти сочетания нужно внимательно рассмотреть.
Возьмем, к примеру, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель должен сначала создать проблемную ситуацию, а затем специальными репликами помочь ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. У педагога-практика закономерно возникают вопросы: «Как именно создать проблемную ситуацию?», «Какие конкретно слова надо сказать?». Технология проблемного диалога рассматривает шесть разных приемов создания проблемной ситуации и предлагает для каждого приема собственный текст диалога. А еще она учит правильно реагировать на ошибочные формулировки учащихся. А еще расставляет предметные и возрастные акценты в использовании проблемных ситуаций. Все эти тонкости и составляют детальное описание побуждающего от проблемной ситуации диалога. Аналогичным образом, то есть очень подробно, рассматриваются и все остальные проблемно-диалогические методы.
Задания - следующая по важности категория дидактики. Задания обычно понимают как отдельные поручения учителя, с помощью которых организуется закрепление нового материала. Психологами доказано, что оптимален следующий порядок закрепления. Сначала учитель дает задания на воспроизведение, и ученики проговаривают новый материал. Затем педагог предлагает упражнения или задачи, и школьники применяют знания на практике.
Нас интересуют задания на воспроизведение, которые, как и методы обучения, делятся на две противоположных группы. Репродуктивные задания - «правило выучи наизусть», «параграф перескажи своими словами» - есть в арсенале каждого учителя. А с продуктивными заданиями, позволяющими ученику самому выразить новые знания, надо разбираться специально. Технология проблемного диалога подробно характеризует разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ) и раскрывает особенности их применения.
Итак, центральную часть технологии составляет детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение. Однако реальный урок - это не только методы и задания. Есть еще формы и средства обучения. Рассмотрим эти дидактические категории.
В педагогике принято различать фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы. Традиционные методы обучения всегда фронтальны. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, чтобы сообщить тему урока и объяснить новый материал. Зато проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из шести возможных проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие - только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Репродуктивные задания строго индивидуальны. Ну не получится группой выучить правило наизусть. Зато продуктивные задания (придумать, к примеру, схему) можно давать и группам, и парам. Иными словами, технология проблемного диалога прицельно указывает на возможности варьирования форм обучения.
К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы. При проблемно-диалогическом обучении их роль кардинально меняется. Для примера возьмем только опорные сигналы. На традиционном уроке наличие опоры не обязательно. Если учитель использует опору по собственной инициативе, то предъявляет ее в готовом виде - как плакат, облегчающий ученикам восприятие и запоминание материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала строго обязательно, поэтому технология подробно описывает, какие бывают опорные сигналы, кто именно и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы и задания являются центральными компонентами технологии и определяют выбор форм и средств обучения.
Применение
Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях - от дошкольного образования до повышения квалификации взрослых; во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология; в-третьих, на школьных мероприятиях разного формата, где вводится какой-либо новый материал, - на классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она реализована в развивающей образовательной системе «Школа 2100».

Результаты
Результаты технологии проблемного диалога обсудим в терминах нового федерального стандарта, который разводит предметные, метапредметные и личностные результаты образования.
Предметные результаты проблемного диалога - качественные знания. Их приобретение достигается за счет центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения - подлинное понимание материала, продуктивные задания - осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не дает полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится все объяснять заново.
Метапредметные результаты проблемного диалога - универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема - это и есть цель урока изучения нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочиненные стихи.
Что касается традиционной методики, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные - слабо, а регулятивные не развиваются вообще.
Личностные результаты проблемного диалога - становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает бескорыстную познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Технология - учителю
Для большинства учителей эффективность технологии является серьезным аргументом в пользу ее применения. Однако интересы детей не единственный мотив профессиональной деятельности. Рассмотрим, какие общечеловеческие ценности могут стать для педагога стимулом к освоению проблемного диалога.
Творчество. Профессия учителя традиционно считается одной из самых творческих массовых профессий. Ежедневный продукт педагогического творчества - урок, при подготовке которого учитель придумывает не столько содержание, сколько методику. Однако не все этапы урока дают простор для творчества. Упражнения и задачи на закрепление обычно не придумываются, а берутся из учебника. Так что центральная проблема педагога - как дать новые знания, как ввести новый материал. Без технологии эта проблема решается долго, трудно и зачастую не слишком успешно. Урок «открытия» знаний может вынашиваться учителем неделями, в сомнениях и муках, но при этом так и не получиться. С технологией проблемного диалога процесс подготовки урока становится быстрым и радостным, а сам урок - качественным.
Карьера. Карьеру в привычном смысле слова (восхождение по служебной лестнице) в образовании сделать сложно. Однако есть еще и так называемая горизонтальная карьера: профессия педагога дает неисчерпаемые возможности для наращивания профессионализма. Для молодого учителя проблемный диалог - кратчайший путь к мастерству. Освоив эту технологию, можно в сжатые сроки стать зрелым профессионалом и получить соответствующую (первую или высшую) категорию. Для педагога-мастера проблемный диалог - средство осмысления и передачи опыта. Такие учителя проводят семинары, выпускают сборники, тиражируют видеопособия, щедро делясь своим опытом уроков «открытия» знаний. А еще многие мастера стали лауреатами и дипломантами различных профессиональных премий и конкурсов именно с проблемно-диалогическими уроками.
Конкурентоспособность. В образование, как и в другие сферы нашей жизни, пришла конкуренция. Сегодня вынуждены бороться за каждого ученика и отдельные учителя, и целые школы. Чем брать учителю и педагогическому коллективу в условиях нарастающей конкуренции? Конечно, развивающими системами, современными программами, новыми технологиями. Использование проблемного диалога довольно быстро дает ощутимые результаты: у школьников растет мотивация, повышается успеваемость, активно развиваются мышление, речь, творческие способности. Все это не остается незамеченным. Довольные родители рассказывают друзьям и знакомым об успехах своих детей, и вот уже к конкретному учителю в конкретную школу приходят новые ученики.
Таким образом, технология проблемного диалога является реальным инструментом педагогического творчества, горизонтальной карьеры и конкурентоспособности учителя.
Проблемный диалог - это двадцать пять лет исследований, сотни открытых уроков и конспектов, тысячи лекций по всей стране. Именно так - в живом контакте с учительством - наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали. Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране и несет свой позитив всем - и тем, кого обучают, и тем, кто обучает.

Советуем прочитать:

    Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. - М.: АПКиППРО, 2002. - 168 с.
    Мельникова Е.Л., Кузнецова И.В. Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе / Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова - М.: Баласс, 2011. - 80 с.
    Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: учебное пособие / Е.Л.Мельникова. - М.: АПКиППРО, 2013. - 138 с.
    Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е.Л.Мельникова. - М.: Баласс, 2015. - 272 с.

​Елена МЕЛЬНИКОВА, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент АПКиППРО, Москва