Воронеж стал четвертым региональным центром, в котором стартовал проект «УчимЗнаем». Первая такая площадка была в Москве, где в 2014 году учебные классы открылись на базе детского онкоцентра имени Дмитрия Рогачева. В 2015 и 2016 годах они появились в Хабаровском крае, Калининградской области и Красноярском крае. В Воронеж в этот день приехали главные организаторы проекта: его создатель и руководитель Сергей Шариков, один из инициаторов проекта директор московской школы №109 Евгений Ямбург. Здесь же были и воронежцы: руководитель областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Людмила Аверченко, главный врач больницы Михаил Жидков и представитель компании «Самсунг Электроникс» Сергей Певнев. Эта фирма с самого начала помогает проекту «УчимЗнаем» по всей России, а в Воронеже она оснастила открывшийся класс современным оборудованием - сенсорная телевизионная панель, планшетные компьютеры для каждого ученика - и обеспечила постоянный доступ к Интернету. В этом классе ребята смогут не только учиться, но и сдавать ЕГЭ и ГИА, что раньше из-за длительного нахождения в больнице для них было большой проблемой.
По словам Сергея Витальевича Шарикова, в России таких детей в год 200 тысяч, и в больничных палатах многие из них лежат месяцами.  
- Я руковожу московской школой, находящейся на территории двух крупных больниц - это онкоцентр имени Димы Рогачева и российская детская клиническая больница, куда приезжают на лечение дети со всей России. Когда мы стали работать с нашими ребятами, мы увидели степень проблемы: большинство детей, если они надолго оторваны от школы и тяжело болеют - месяцы, а порой и годы, - вообще не учатся, не получают образование. Система, отработанная в Советском Союзе, очень локальна и выглядит так, что отдельные учителя из соседних школ приходят на занятия к ребенку или к нему домой, такие уроки часто проходят не систематично, учителя не имеют нужной квалификации для работы с болеющими детьми. Обсуждая эту тему с врачами, мы увидели, что современная организация обучения не только позволяет получать знания, но и помогает детям выздоравливать. Дети ставят перед собой цель, забывают о сложности медицинских процедур, двигаются вперед, поэтому и возникла идея создания данного проекта - объединения усилий по созданию таких площадок в регионах. Первым регионом стал Хабаровск, там появилась команда, которая пришла к нам и сказала: «Мы тоже хотим так!» И вот это «мы тоже хотим так» стало девизом нашего движения, ведь наша работа - это не просто проект, это движение единомышленников.
- А как обычно начинается проект в регионе, предложение исходит от вас или от них?
- По-разному. У нас федеральные клиники, где бывает очень много гостей, из регионов в том числе. Они видят нашу школу и хотят сделать подобное у себя. А наш технологический партнер - компания «Самсунг Электроникс» - в рамках своей благотворительной программы социально-корпоративной ответственности берет на себя обязательства по оборудованию таких образовательных сред в детских больницах. Все больницы очень разные по своему устройству, исходя из этого, мы потихонечку ищем подходящие площади, чтобы и врачи были, и учителя. В этом году еще присоединятся несколько регионов, там тоже оборудуют площади, появится мобильный класс.
- А как вы оцениваете работу воронежцев?
- Воронежский центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения блистательный! А его директора Людмилу Викторовну Аверченко на самом деле можно считать одним из инициаторов проекта в Воронежской области. Она неоднократно посещала нашу школу в Москве, захотела сделать подобное для воронежских ребят и стала инициатором работы здесь.
Об этом центре «Учительская газета» писала год назад (№11 от 15 марта 2016 года). Сегодня в нем 169 педагогов, и 80 из них работают с детьми в больницах и санаториях Воронежской области. В проекте «УчимЗнаем» будут участвовать около 15 учителей, прекрасно владеющих компьютерными технологиями и особенностями дистанционного обучения детей, находящихся на длительном лечении. Сегодня в планах центра открытие еще одного компьютерного класса в областной детской больнице №2. По словам Сергея Шарикова, пути получения образования для каждого ребенка индивидуальны, особенно для ребят, у которых времени на это не так много: они болеют, получают лечение, проходят сложные медицинские процедуры. Педагоги присоединяются к лечебному протоколу, оговоренному врачами, чтобы ребенок мог получить максимальное образование, которое необходимо для перехода из одного класса в другой и в итоге будет проверяться на экзамене. Раньше была иллюзия, что долго болеющих детей надо учить дистанционно, но практика показывает, что без учителя - специально подготовленного и имеющего нужные знания - им не обойтись. Такие педагоги в воронежском центре уже были, и занятия в больнице проводились, а открытие учебного класса поможет более эффективной организации работы. Это новый этап в обучении, которому прежде всего рады сами дети.
Это подтвердила и мама семилетнего Кирилла Мария Александровна. Мальчик попал в больницу в начале июля прошлого года, почти сразу после дня рождения. Собирался в первый класс, а оказался на больничной койке. Теперь позади операция, лучевая терапия, поездка в больницу в Москву, сейчас уже осталась только поддерживающая химия. И все это время, когда наступало улучшение, к Кириллу приходили учителя, обучение происходило прямо в больничной палате. Мама говорит, что ему, конечно, было скучновато, тем более что с компьютером и планшетом мальчик общается с самого раннего возраста. Потому открытие нового учебного класса по соседству с палатой стало таким важным и значительным событием. Теперь планы большие - освоить лучше компьютер, учиться усердно и с удовольствием, а в будущем стать милиционером.
- Когда в нашу палату к детям заходят взрослые и спрашивают: «Кем ты хочешь стать?», все обычно отвечают: «Врачом!» - рассказывает мама. - А Кирилл захотел милиционером. Никто не ожидал...
Они живут в Бутурлиновке, в Воронеж ездят на лечение, сейчас их уже иногда отпускают домой на недельку - когда анализы восстанавливаются. Мама говорит, что в больнице к ним отношение хорошее, но, конечно, самые яркие впечатления остались от онкоцентра имени Димы Рогачева:
- Там целый центр специализированный, и это намного удобнее, и еще там есть учебный этаж - все как в настоящей школе. Дети ходят учиться именно в школу, покидают на время уроков свои палаты, идут в классы, и это очень дисциплинирует. Даже в лечении помогает! Когда просто учитель приходит, ребенок с ним общается - это хорошо, но этого мало. Дети сегодня современные, хочется планшет, компьютер, общения в Интернете. Все это делает жизнь наших ребятишек интереснее, им ведь очень нелегко на самом деле. Ведь когда у наших детей анализы хорошие, их выпускают из палаты, а когда плохие - им приходится все время находиться в палате. Кирюша тогда подойдет к окошку, посмотрит-посмотрит, вздохнет и опять ложится и лежит... А понимание того, что завтра ты сможешь пойти учиться в настоящий класс, дает надежду, что теперь все будет по-новому.

Воронежская область

​Комментарий

Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, директор школы №109, Москва:


- Учиться в таком классе, который открылся в воронежской областной больнице, весело, даже, как говорят подростки, прикольно! Дети получают замечательную возможность общаться со своими ровесниками, такими же ребятами, которые временно болеют. Мы глубоко убеждены, что у нас практически все выздоравливают, более того, все наши выпускники нисколько не отстают от школы, сдают ЕГЭ и ГИА, поступают в вузы, участвуют в международных олимпиадах. Просто лежать в больнице и лечиться - это скучно, а можно сделать так, что будет весело. И лечение, и учение будут вместе, а когда мы вместе - мы выздоравливаем.
Мы с Сергеем Витальевичем очень счастливые люди, потому что начинали наш проект на голом энтузиазме, Москва нас поддержала, а дальше оказалось, что дело это очень востребовано. Мы это знали, и теперь уже складывается целая сеть. Несколько дней назад мы были в Калининграде, там успешно работает наш проект, в Хабаровске замечательно работает площадка, в Красноярске, теперь вот в Воронеже открыли. На очереди Новосибирск и Орел. Замечательно то, что проект работает поверх барьеров: нет изоляции - медики отдельно, педагоги отдельно. Раньше была настороженность. А сегодня, даже когда идут тяжелые процедуры (химиотерапия - это тяжелая процедура), ребенок в это время занимается робототехникой, математикой, и он отвлекается! Это для него выход, и это не мешает врачам. Мы научились взаимодействовать, хотя это сложилось не сразу. Проект рассчитан не только на онкологических больных, в больницах лежат дети, которые годами ждут пересадку почки, находятся на гемодиализе. Для взрослого человека реабилитация - это возвращение на работу. А для ребенка реабилитация - это возвращение в школу. Причем они не только учатся, но и сдают экзамены, как после девятого класса, так и после одиннадцатого. В прошлом году в 37 клиниках были организованы пункты сдачи экзаменов по нашей инициативе. Понятно, что есть определенная коррекция, во время экзаменов нет онлайна, но офлайн мы всегда готовы предоставить, наши дети болеют, и поэтому так. А в качестве наблюдателей могут привлекаться врачи и медсестры. Когда дети видят, что система работает, у них появляется цель! Ведь самое страшное для человека - это утрата перспективы. А тут она появляется, это психосоматика, нельзя реабилитировать отдельно тело и отдельно душу, это нужно делать вместе. Вот в чем цель данного проекта.
Что нужно для его реализации? Чтобы в регионе были неравнодушный министр образования, руководитель здравоохранения, больница, потому что для больницы это дополнительная работа, новая головная боль. Надо, чтобы и врачи нашлись, и педагоги. Мы специально готовим учителей, которые занимаются с этими ребятами. Мне не нужна плачущая бабушка над постелью больного, нужны молодые, прикольные, веселые учителя, но очень обученные. Потому что выгорание идет сильное, и работа эта тяжелая, и учителей надо поддерживать. Ведь они принимают эту боль и улыбаются при этом - такими их должны видеть дети. Иногда учителю приходится преодолевать и агрессию - родственники не выдерживают, нервы сдают. Но нельзя реабилитировать ребенка отдельно от семьи. Поэтому мы параллельно обучаем родителей, у них ведь тоже после заболевания ребенка и карьера рушится, и профессия уходит. Поэтому мы даем второе дополнительное образование - тьютор, сопровождающий больного ребенка, уже выдали 270 дипломов.
Еще одна проблема - проблема здоровых детей. Когда в семье есть и здоровый, и больной ребенок, проявляется ревность, возникают девиации, поэтому в идеале надо обучать всю семью, и мы сейчас к этому готовимся. Проблем много, и их нужно и можно решать. Глаза боятся, а руки делают.