Литературный дебют журналиста и редактора Марины Нефедовой, получивший литературную премию «Ясная Поляна» в номинации «Детство. Отрочество. Юность», подкупает искренностью в описании мироощущения подростка.
Того самого одинокого, мятущегося подростка, которого приходилось объезжать и переламывать в себе большинству из нас, если этого не делали с нами другие. Диалектическая головоломка: ощущение враждебности мира - мира большого, взрослого, удручающе серого - уныние; и осознание себя чистым, без серости, открытым всем дорогам - радость. Как писал человек-оркестр Стивен Фрай: «...ни один подросток не хочет, чтобы его понимали, потому они все время и жалуются на непонимание».
Автор признается, что пестовала своих героев еще в 15-летнем возрасте. Вскоре последовал долгий перерыв, и вот наконец нимфа Лита и Саша-Лесник вышли из писательского стола. Это два главных героя книги. Лида (или Лита, как ей самой больше нравится) - хиппующая школьница с голосом Дженис Джоплин, успешно, как Егор Летов, «убивающая в себе государство». Саша (Лесник) - студент, человек с болезненным прошлым, словно бы уравновешивающий темперамент Литы.
История протестов Литы против всего мира, ее отношения с Лесником, вначале неимоверно далекие от любви, - долгая присказка. Во второй части книги понимаешь, что есть еще как минимум два главных героя: Смерть и Бог.
Главная героиня, рожденная в Советском Союзе, прошедшая «детсадовское младенчество и пионерское детство», обладает удивительным голосом, словно бы переносящим тех, кто «в теме», в абстрактные западные 60-е, ассоциирующиеся с Вьетнамом, «битлами» и ощущением того, что «дети» задали жару «отцам».
Книга получила лестный отзыв Людмилы Улицкой - за красоту и боль, за легкость и честность... Однако, по мнению Умки (музыканта и филолога Анны Герасимовой), на своей шкуре испытавшей многие тяготы хипповой жизни, 1980-е в повести получились рафинированными и приглаженными. В книге можно найти весь набор атрибутов образа хиппи времен окончательного упадка Советского Союза, знакомый молодому поколению в основном по фильму Гарика Сукачева «Дом Солнца», - противостояние братской системы системе государственной, скучные и несчастные родители, портвейн, Крым, музыка и любовь.
Но «Лесник и его нимфа» не отчет о реальных событиях и даже не отстраненная хроника наблюдателя. Это проникновение под кожу удивительно сильного и талантливого человека, одинокого в своей силе, открытости, молодости, душевной красоте. История взаимоотношений главных героев действительно трогает своей искренностью. Два человека, два мира, два одиночества, которые не повторяются. Что-то они могут дать и получить друг от друга, что-то им еще придется испытать. Об этом знают лишь Смерть и Бог.