Насколько серьезна сегодня проблема психического благополучия школьников? Зачем нужна психология в школе? Об этом в нашей сегодняшней беседе.
- Зураб Ильич, вы в своих выступлениях не раз говорили, что у значительного числа наших детей наблюдаются школьная дезадаптация и психические аномалии. В чем причина - урбанизация, образ жизни, высокие нагрузки в учебе или что-то другое? Это мировая тенденция?
- Уточним, о каких отклонениях в состоянии здоровья школьников идет речь. В начальных классах школьная дезадаптация наблюдается у 40% детей. У 60-70% учеников обнаруживаются аномалии развития и различные пограничные психические расстройства.
Когда мы говорим об аномалиях развития, неизбежно возникает вопрос о наследственности. Разумеется, не все заболевания передаются по прямому наследованию, тем не менее представляется правильным, перед тем как мы предлагаем руку и сердце своему избраннику (избраннице), с которым намереваемся прожить всю жизнь, не умалчивать о своем здоровье.
- Вы имеете в виду, что скрывают психические отклонения? Что должны знать молодые люди, вступающие в брак, и что должны знать подростки?
- Это касается любых хронических заболеваний, в том числе и психических. Каждый человек хочет иметь здоровое потомство. Если есть проблема, было бы хорошо своей второй половине сообщить об этом. Думаю, со временем мы придем к тому, чтобы более осознанно подходить к браку и быть честными перед своими возлюбленными. Любовь, если она настоящая, поможет найти решение.
Другая проблема в том, что молодые люди почти ничего не знают о противоположном поле. К сожалению, представления о физиологии и психологии женщин у мужчин, и наоборот, на таком низком уровне, что представить себе это невозможно. Вообразите, что многие мужчины только после свадьбы узнают, что, оказывается, у женщин есть месячный цикл. Так же и молодые женщины часто не знают о своей физиологии, тем более девочки-подростки.
Теперь что касается ответственности женщины, когда наступает беременность. К сожалению, не все женщины серьезно относятся к этому периоду, не понимая, что уже закладываются основы здоровья ребенка. Около 18% курящих женщин, когда узнают, что они беременны, не бросают курить. И фактически их ребенок рождается с зависимостью от никотина.
- Вы говорите, что у младшеклассников наблюдается школьная дезадаптация, в чем тут причина?
- Причиной тут служит все то, что я перечислил. Влияют и наследственные факторы, и несоблюдение элементарных правил поведения матери во время беременности. С первых дней рождения ребенка нужно, чтобы у него тоже был определенный режим.
Многое может сделать детский психолог, который должен быть в каждом детском саду, он должен наблюдать за ребенком, общаться с родителями, давать им нужные советы.
- Когда у ребенка проявляются аномалии здоровья, как их обнаружить?
- До недавнего времени детей осматривали врачи-психиатры с трехлетнего возраста. И фактически о том, что происходило с ребенком до трех лет, мало кто мог сказать. И такой информации не было. Сейчас, слава Богу, начали осматривать с одного года. И это серьезный шаг вперед, потому что это дает возможность знать больше о здоровье ребенка. Это положительный момент.
Теперь что касается дошкольного воспитания. Кто-то воспитывает детей дома, кто-то отдает в детский сад. Конечно, в детском саду воспитатель должен иметь и психологическую подготовку, чтобы понимать, как меняется поведение ребенка. И обсуждать изменения с родителями, ставить их в известность.
- Вы предложили начать изучать психологию с третьего класса. Почему так рано? Что это даст?
- Тут ситуация более серьезная, чем полагают многие педагоги. В школе изучают разные предметы, в том числе ботанику, зоологию и т. д., и дети знают, когда у оленя панты отпадают. А о своем развитии, о переходном возрасте и о своей физиологии они не знают ничего, предмет «Анатомия» не об этом. Но они должны знать о том, что касается подростка как такового. И когда много лет назад обсуждался вопрос с директорами московских школ, стоял вопрос, когда лучше вводить такой предмет. И было принято решение ввести такой предмет с третьего класса. Почему с третьего? Потому что с четвертого класса ребенок уже знакомится с тем, что  называется «травка».
- Неужели уже в четвертом? Что вы посоветуете учителям и родителям, как им относиться к таким детям, как помогать им?
- Да, уже в четвертом классе. Он узнает в школе или около школы, что есть «травка» и что «ничего плохого» в ней нет, это признак того, что «ты взрослый». Поэтому ребенок должен знать об опасности уже с третьего класса, что «травка» вызывает катастрофические последствия для его роста, может его погубить.
В переходный период меняется форма тела, появляются прыщи, ломается голос, вытягивается нос, оттопыриваются уши и прочее. Важна встреча с психологом, который объяснит детям, что в переходном возрасте все это нормально и неизбежно. Особенно труден этот период для девочек, когда у них изменяются формы, некоторые страдают, что они пополнели, именно в таких случаях иногда начинается то, что называется нервной анорексией, когда подростки начинают худеть, - а это расстройство серьезное. Знаю такой факт: девочка не знала о том, что у нее будет расти грудь, и, когда это началось, она подумала, что у нее образовалась опухоль, и пыталась ее «вдавить» обратно, прячась от родителей. К сожалению, незнание подростками физиологии обычно не только для нашей страны, это очень распространенное в мире явление.
Знание элементарных основ психологии может дать представление о первой любви. Понятно, что первая любовь у подростков непрочна, влюбленность изменчива, через это проходят все, но некоторые дети воспринимают неудачу как трагедию. Влюбляются то в одного, то в другого, и подросток должен быть психологически готов, что такое бывает, каждого бросают, и что в этом нет ничего трагического.
Подростку нужна моральная поддержка. Много лет назад я читал лекции в Варшаве. Как-то зашел в костел утром и увидел детей-школьников, они заходят, крестятся, уходят. Следовательно, они к этому относятся серьезно, это духовная опора. И, наверное, такие же дети есть и у нас, когда они переживают трудные моменты и им нужна психологическая помощь и поддержка в обращении к Богу. Все знают о святом Валентине, покровителе всех влюбленных, но к нему обращаются, когда все очень хорошо. А к кому обращаться за духовной помощью при личных неудачах? Оказывается, есть духовный заступник и в Русской православной церкви - это святой Гавриил Седмиезерский, его икона находится  в церкви Рождества Богородицы на Петровке. К нему обращаются молодежь и подростки, кто страдает от неразделенной и безответной любви, ему молятся, чтобы святой отвратил от совершения дурных поступков, от желания мстить или украсть, начать употреблять наркотики или алкоголь. Духовная поддержка подростку очень важна.
- Как будет введен новый предмет в школе и какое место он займет в расписании?
- Предполагается, что предмет будет преподаваться в рамках ОБЖ, на него будет отводиться 20 часов в каждый учебный год. Этот предмет будет преподаваться с 3-го по 11-й класс. Соответствующие специалисты уже приступили к написанию учебников. По мнению большинства участников проекта, придется написать пособия для родителей детей, обучающихся в 3-4-х классах. Цель пособий - подготовить родителей к ответам на те вопросы, которые могут задать им дети.
Надеемся, что к концу 2017 года будут готовы черновики части учебников. Необходимо подчеркнуть, что при подготовке учебников для следующих классов должны быть соблюдены последовательность и единство. В их подготовке должны обязательно участвовать психологи, детские психотерапевты и психиатры в составе объединенной группы.
Замечу, что для нашей задачи психологического оздоровления детей одного предмета «Психология» и психолога-преподавателя недостаточно. Надо, чтобы каждый преподаватель средней и начальной школы освоил основные понятия детско-подростковой психологии. Мы обсуждали это с руководителями департаментов Министерства образования и науки РФ. Их предложение заключается в том, что каждый учитель-предметник независимо от того, что он будет преподавать, во время обучения в институте должен пройти курс тематического усовершенствования по подростковой психологии и каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Я этому очень рад. Программу мы написали. И мы будем готовить тех, кто будет читать лекции и проводить такие семинары. Если мы сможем этого достичь, это будет огромный скачок. Потому что знание подростковой психологии касается многих вопросов совершенно разного характера.
В старших классах может быть полезной психологическая помощь в выборе профессии. Внимательный педагог, учитывающий характер и психологию ученика, может помочь в этом, выявить его способности, поддержать и развить их. В дальнейшем это облегчит ему существование и, если он научится на протяжении жизни быть психологом самому себе, он преодолеет многие барьеры, которые возникают перед человеком из-за незнания собственных возможностей.