И то, что происходит сейчас с нами, есть не что иное, как первые реакции Мироздания на угрозу превращения человечества в сверхцивилизацию. Мироздание защищается.
А. и Б. Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»


Если брать по основным силам внутри, то видится следующая ситуация.
Администрация, от Министерства образования и науки РФ до комитетов при муниципалитетах, сигнализирует: «Не тому, не так и не те у вас учат, граждане учителя. Срочно измениться! Мы вам тут планчик набросали на две сотни страниц и проследим за реализацией».
Довольный жизнью учитель - это практически оксюморон. У него всегда есть работа, седой волос и вечная озабоченность на лице. Даже радужные селфи молодых педагогов с форумов и слетов не спасают ситуацию. Потому что в кулуарах глухие жалобы сменяются лихим буйством. Темы: зарплата, тиранство, головотяпство, негодные учебники, дурацкие экзамены, коллектив так себе, дети «не то, что были мы», родители озверели.
Чтобы узнать мнение родителей, откройте любой тематический форум. Там на школу повешены не то что собаки, вообще все семейство псовых, включая песцов. И рефреном звучит: «Вот помню, у нас...»
Дети и подростки. Просто поглядите на них утром, когда вы их будите, вспомните себя ...дцать лет назад. Какой процент с удовольствием идет в школу? На месте они, конечно, расходятся: на то они и дети, что умеют играть даже под дулом автомата - приспосабливаются...
Получается, школа - это перекресток недовольства, точка напряжения, проблемное место, вокруг которого спрессованы интересы и эмоции безумного количества людей. Через школу прошло, проходит и пройдет (в том или ином качестве) 99,9% жителей страны.
Недовольство (модуль) каждой отдельной силы имеет вектор, направленный от точки напряжения. Администрация обладает, кажется, наибольшим модулем, и она, как говорят сейчас ученики, тащит. Но не стоит забывать, что сообщество учителей и социальные группы родителей и учеников обладают колоссальной потенциальной мощью. Как только воз образования окажется в критической для кого-то из участников точке, рывок в противоположную сторону будет необычайно силен. В то же время указанные группы крайне инертны и раздроблены (Divide et impera!).
И кому оно надо, такое образование, которым все недовольны?
Тут мне хочется самого себя обвинить в пристрастии к телеологии, и становится не по себе. Если нет возможности ответить, зачем и почему у нас такое образование, которое есть, это значит, что: а) либо система образования - некоторое природное явление, стихийное бедствие, от которого всем плохо (не до смерти, конечно, но как от проливного дождя - тоска берет); б) либо мы, участники и со-творцы системы, не можем дать удовлетворяющего всех нас ответа, почему порождение людского разума при попытке облагодетельствовать человечество стало неповоротливым животным, которое прет неизвестно куда, возможно, с откушенной головой, не до конца, однако, издохшее.
Я вот думаю, мне скажут: ругаешься ты на страницах газеты уже третий месяц. Нет чтобы хорошее что-то написать. Не поверите, каждый раз сажусь с мыслью написать хорошее. Вот, например, сегодня я хотел написать, какие у нас прекрасные и самоотверженные учителя (без иронии и провокации, мог бы назвать поименно!). А что за люди в министерстве работают! Лично знаю немногих, но среди них есть удивительные специалисты и хорошие человеки. Дети у нас вообще лучше всех! Славные, веселые, душевные. И родители заботливые, неравнодушные, для детей они всегда самые любимые, и это правильно!
Так почему же, когда все эти замечательные люди сходятся в одной точке, получается пенитенциарное учреждение? Какая сила двигает социумом? Уж явно не та, что звездами и светилом.
Процесс усвоения новых знаний крайне индивидуален. И сколько бы мы ни говорили о личности ученика (учителя, родителя и администратора!), индивидуальных образовательных маршрутах и прочем, до тех пор пока школа представляет собой толпу, разговоры эти ни о чем. Конфликт коллективного и индивидуального лежит в основе вопроса «Зачем мне (именно мне, а не нам!) такая система образования?».
Впрочем, ответ на такой вопрос - это мое и ваше личное мнение. Его можно и при себе держать.

P.S. «Пустая статья, - сказали мне. - Интересна мысль о том, что у конечного количества хороших людей все равно выходит только мучить друг друга, но она не развернулась».
А ее и разворачивать некуда. Для меня важен вопрос телеологии. Ведь это трагедия, если то, что сейчас есть, сотворено по Воле. А если сегодняшняя система образования есть явление природное, то это еще большая трагедия для человека разумного.