Рецепт этот хорош тем более, что он выстрадан и проверен на себе. Школа возникла еще в 1977 году и не прекращала работать во время войны. Но второе ее рождение произошло в 2008-м, когда она была отремонтирована после всех передряг. Директором 60-й тогда стал Саид Хаджиев. В школе было всего 700 учеников, два работающих компьютера, неработающая интерактивная доска и сплошные проблемы. Например, с кадрами - количество детей увеличивалось, учителей не хватало.
- Было очень много конфликтов и внутри школы, - не скрывает директор. - Много выяснений отношений - этому ребенку двойку поставили, этот не так посмотрел, этот не то сказал и т. д. Учителя обвиняли во всем родителей - это ведь дети 1990-х, дети безвременья, которые сами не посещали школу из-за войны. Они не знают, что в школе есть определенный уклад, определенные правила и т. д. Мне пришлось для начала полностью поменять административный персонал, потому что был полный  раздрай в коллективе.
И знаете, что они сделали? Все педагоги, включая директора, перевели в школу своих детей, чтобы встать на позицию не только учителей, но и родителей. А еще они приняли кодекс профессиональной этики.
- Мы пришли к мнению, что в коллективе останутся работать только те учителя, которые просто не допустят конфликта с родителями и учениками, - признается Хаджиев. - Даже если родитель трижды не прав, даже если ученик ведет себя очень некрасиво и т. д. Нужно было заслужить доверие людей. Мы взяли на себя всю ответственность, как рыцари круглого стола. Вначале родители удивлялись - они привыкли, что учитель не разбирается, а сопротивляется, и его поддерживают завуч и директор! А здесь родитель приходит с претензией, и ему говорят: «Вы правы, извините, мы постараемся исправить ситуацию». Было тяжело, но результаты все-таки пришли - сейчас в школе практически нет конфликтов.  Нет, рабочие и творческие споры у нас есть, но нет дрязг, выяснения отношений, никто не переходит грань уважительного спора.
Кстати, с тех пор директор пересмотрел свое отношение к «неудобным» ситуациям и людям. Первые дают тебе возможность изменить жизнь к лучшему, а последние самые неравнодушные. Теперь Саид Хаджиев на них опирается, как на председателя школьной профсоюзной организации, например («она и сегодня неудобна для меня как руководителя, но я ей очень благодарен за поддержку прав педагогов, это очень мудрая женщина -  Асет Умаровна Басханова»).
В кризисные времена вообще произошла переоценка ценностей всего педагогического коллектива 60-й, когда интересы ребенка, любовь к нему (недаром здесь так любят педагогическую философию Амонашвили) действительно поставили на главное место. Несмотря на огромное количество детей (только представьте - 71 класс, более 2100 детей!), здесь пытаются сохранять домашнюю атмосферу, не случайно все время сравнивая ситуацию в школе с семьей.
Дошло до того, что в 60-ю возят детей из соседних со столицей городов. И педагоги не отказывают, хотя приходится учить фактически в три смены. К 1 сентября этого года им обещают открыть новое здание на 1200 человек. И лишь тогда, как говорит директор, в школе будет нормальная вторая смена.
А еще школа стала успешной, потому что взяла себе на вооружение девиз  «Инновации+традиции - путь к успеху». В этой банальной вроде бы формуле таится трудный поиск баланса. Без опоры на народные традиции в национальной республике никуда. В воспитании педагоги школы опираются на естественные для чеченцев принципы - почитание старших и заботу о младших. Чеченцы говорят: «Рай ребенка находится под ногами матери» (слова пророка Мухаммеда). А про другую сторону любви: «Если ты любим детьми - ты любим Богом».
- Трепетное следование народа этим принципам привело к тому, что в нашей республике нет домов престарелых и детдомов, - поясняет Саид Магомедович. - Эти же принципы лежат в основе успешности ребенка и школы. Взаимное уважение и забота - это ответственность и с той, и с другой стороны.
Ее здесь и воспитывают в детях. Школьники помогают старым и немощным, участвуют в благотворительных акциях. А для начала учатся заботиться друг о друге: в 60-й, активно участвующей в программе «Доступная среда», обучаются 28 инвалидов, и это не считая детей с ОВЗ.
И, конечно, неотъемлемая часть школьной жизни - праздники, окрашенные национальным колоритом (день рождения Пророка, Республиканская весенняя неделя добра, День чеченской женщины и т. д.). Приняли здесь и собственную школьную форму, включившую в себя головной убор для девочек и учительниц, что прекрасно вписалось в национальные обычаи.
В школе есть литературный кружок, посвященный изучению русской классической литературы. Кстати, в 2015 году ученица 60-й Петимат Шерипова заняла первое место в городском этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. В школе нет конфликтов на национальной почве, учатся ученики разных национальностей, в том числе русские. И русский язык, русскую культуру наряду с родной  здесь ценят и любят. И идет это отношение от педагогов.
- Я никогда не забуду своих учителей - Таисию Ильиничну, учителя начальных классов, и Прасковью Ивановну Быстрову, моего классного руководителя  с 5-го класса, - вспоминает Саид Магомедович. - Во многом благодаря им я стал учителем.
А еще всех участников «Успешной школы» тронул экспромт в финале выступления 60-й - две учительницы, две сестры, Залина и Зайлехан Тепсуркаевы, спели со сцены русскую народную песню. Проникновенно и протяжно, как спели бы ее русские женщины.
Но без инноваций современная школа тоже жить не может.
- Школа активно участвует в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, благодаря сетевому взаимодействию у нас развито дополнительное образование - кружковая работа, спортивные секции, - рассказывает заместитель директора Зайлехан Вахаевна Тепсуркаева. - А еще мы первые в республике перешли на профильное обучение в старших классах.
Старшеклассники и их родители довольны.
- Мы благодарны школе за те дополнительные возможности, которые нам предоставляют, - говорит Эмин Ясулов, который выбрал профиль программиста. - Это учит нас ответственности за собственный выбор, так же как и участие в ученическом самоуправлении.
Эмин знает, что говорит: он председатель  ученического самоуправления.
В Чечне вообще благодарят друг друга все и за любое добро. Младшие - старших, подчиненные - начальство, хозяева - гостей, и наоборот. Саид Хаджиев искренне признателен за поддержку министру образования и науки Чеченской Республики Исмаилу Байханову и главе республики Рамзану Кадырову («Рамзан Ахматович принимал во всем личное участие - в трудные времена за год 12-13 совещаний с директорами школ проводил»). После победы в «Успешной школе» Рамзан Кадыров поблагодарил и поздравил в Инстаграме 60-ю школу, заметив, что они «вложили в эту победу огромный труд!». И это действительно так. «Когда я пришел в школу, у меня не было ни одного седого волоса, а сейчас весь седой», - смеется директор.

Это факт!

Средняя школа №60 Грозного первая в Чеченской Республике перешла на профильное обучение. Реализует она его по трем направлениям: социально-экономическому, естественно-научному и универсальному. На  базе вузов города - Чеченского государственного педагогического университета, Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д.Миллионщикова - ученики 9-11-х классов изучают на профильном уровне физику, химию, математику, биологию, информатику, историю, обществознание, выполняя необходимую научно-исследовательскую, проектную, практическую и лабораторную часть индивидуального учебного плана.

Татьяна МОРОЗОВА, Грозный, Чеченская Республика