О школьных проблемах Олег Юрьевич знает и как учитель, и как управленец, вникает в детали и не боится высказывать свое мнение. Не скрывает - проблем в образовании достаточно, но универсальных решений не предложит никто. В то же время Олег Степанов уверен: современной школе необходима пауза в преобразованиях...
Наш разговор начался с масштаба - не школы, а темы в курсе географии. На этом понятном примере директор и учитель, который до сих пор ведет уроки по расписанию, объяснял мне, как важна преемственность школьных курсов, когда ребята сначала знакомятся с масштабом на математике и уж потом и на географии, времени на изучение тратится меньше, а КПД выше. Так добрались и до содержания учебников...
- Школа должна иметь свою авторскую линию, - считает Олег Степанов. - Например, учебник Иванова, по которому учится вся начальная школа. Другая история, если этот Иванов в третьем классе исчезает из Федерального перечня... И тут нужно понимать специфику - в каждой школе есть только один комплект, двух авторских линий в школе нет. Из-за этого мы были вынуждены в этом году закупать несколько новых линий учебников с 1-го по 11-й класс. У нас только на начальную школу ушли все ресурсы. У министерства был один ответ: «Все заложено в субвенции». На данный момент мы обеспечены учебниками, удалось их получить вовремя. Но я не знаю, что будет в новом учебном году. Нет у меня ощущения стабильности, не уверен, что не придется отказываться от какой-то авторской линии.
- Олег Юрьевич, наверное, вы с энтузиазмом восприняли новость о том, что в госэкзамене не будет больше тестовых заданий?
- Терпеть не могу тестовые проверочные материалы, но из-за того, что ЕГЭ до недавнего времени был тестом, больше половины моих проверочных материалов шло через них же, чтобы помочь приспособиться ученикам, адаптировать их к будущим проверкам. Но сейчас в ЕГЭ все поменяли! Поменяли только-только, а у ребенка сформирована другая привычка - мы же не вчера к госэкзамену ребят готовить начали, а раньше, значит, и использовали тесты. Похожая ситуация и с сочинением. К нему надо готовить с пятого класса, а не за год.
- Как вы считаете, для какого ученика написаны нынешние федеральные государственные образовательные стандарты?
- Мы торопимся вкладывать в головы детей колоссальные знания. Наши соседи, финны, ведь не секрет, иначе работают, по технологии «научи учиться». Когда у ребенка семь уроков в день, он в 8.30 пришел в школу и в 15.15 закончил. Без перерывов! Перемена не в счет... Это же рабочий день взрослого человека! Самое интересное, что после этого наши дети еще идут на кружки и секции. Если у ребенка рабочий день по продолжительности дольше, чем у взрослого, родителям стоит подумать, какие занятия выбрать. Но они же хотят гармоничного развития для своих детей и поэтому музыку соединяют с танцами, живопись - с театральной студией, и так далее, и так далее... А на самом деле сокращать надо.
- Олег Юрьевич, что, на ваш взгляд, мешает работе школы?
- Реформы и кипы отчетности, которая возникает совершенно неожиданно: кто-то собирает какую-то информацию, а мы должны бросить на это все силы. Провести, например, классный час по какому-то деятелю и доложить об этом с фотоотчетом! Ну что это такое? Или какие-то непонятные анкетирования. Мы официально однажды отказались участвовать в анкетировании о наркотиках - нас не устроила формулировка вопросов, из которых бы дети узнали больше, чем нужно. А на недавний опрос, который подразумевает еще и медицинское обследование, согласились. Стараемся не бездумно исполнять все, а рассматривать с точки зрения смысла. Но никогда не знаешь наверняка, какие из запросов окажутся полезными, а какие - пустой тратой времени. Важны опыт и интуиция руководителя. Иначе сидишь как на вулкане...
- О чем мечтаете для школы?
- Главное - это стабильность, а так все развивается и идет в правильном русле. Об этом говорит хотя бы то, что у нас есть дети - победители олимпиад и конкурсов, которые добиваются успехов в различных областях и потом с удовольствием вновь приходят в школу: посидеть на уроках, вспомнить свою ученическую пору... Если у нас будет ощущение веры в завтрашний день, все будет хорошо.
Каких-то заоблачных мечтаний точно нет. Мы одно сделали, потом другое. Маленькие, небольшие, спокойные, совершенно конкретные дела. Например, хотелось нормальный актовый зал - теперь он у нас есть. Хотелось отремонтировать спортзал - снова удалось. Да, это разные программы, разные механизмы взаимодействия с властью. Спортзал отремонтировали по наказам избирателей, через Заксобрание Карелии. Депутаты согласились и деньги потратили на ремонт. Так что теперь наш спортзал работает с раннего утра до позднего вечера. Еще... А еще у нас просто замечательный коллектив, он меня во всем поддерживает и вдохновляет.

​Мария ГОЛУБЕВА, пос. Пряжа, Республика Карелия, фото автора

Комментарий

Зинаида ЕФЛОВА, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия:

- Пряжинская школа, насколько я ее знаю, всегда отличалась от многих других. Когда я сама училась в этой школе, когда пионерила (была председателем совета дружины) и комсомолила (была секретарем школьной комсомольской организации), мне казалось обычным и нормальным, что здесь много всего и разного. Ничуть не удивляло, что все с 1-го по 10-й класс (тогда было 10 классов и по 2-3 класса в параллели) знают и поют «песню о Марийке» и гордо стоят в почетном карауле у памятника героческой землячке в день ее рождения и в День Победы.
Здесь много толковых и умелых: и отличников, и хорошистов, и творческих девчонок, и спортивных мальчишек. Здесь все - и дети, и педагоги - особые!
В Пряжинской школе много шума и смеха: здесь можно шутить и учителям с учениками, да и педагоги подшучивают друг над другом. И спорят, и ссорятся порой, но принципиально. Оказывается, далеко не везде так... А в Пряжинской школе, по-моему, все так и осталось, так есть и будет - исторически закрепилось. За это и ценю Пряжинскую школу - за ее ритм, ироничность, активность и стремление каждого и всех быть особыми.
Нынешний директор хоть и не пряжинский, но с духом школы совпал. Он такой же непокладистый, как и его школа. Потому и бывают всякие казусы с «верхами». Пряжинские это переживают по-своему: работают, как работали, делают дела, творят и оригинальничают, не позволяя себе «усредняться».