Явление профессиональной стандартизации, то есть введение стандартов по тем или иным специальностям, по мнению педагогического сообщества, может принципиально изменить положение работников, поскольку, к примеру, может появиться промежуточное звено, предлагающее специалистам доказать свое право на работу, - так называемые центры сертификации. При наличии этого звена человек, получивший диплом по окончании вуза, уже не может быть уверен, что это является основанием для его приема на работу.
При введении профстандарта педагога, уверены директора образовательных организаций, возрастает роль управленца как проводника кадровой политики. Особое значение при этом приобретает юридическая подготовка, поскольку каждый руководитель должен разбираться в хитросплетениях государственных законов, приказов, постановлений и т. п. Это вопрос не только эффективной работы, но и правовой безопасности руководителя школы. Всеобщая стандартизация не позволит ему уклониться от обязанности детально знакомиться с профстандартами работников, не имеющих отношения к системе образования. Например, с профстандартами повара или работника, осуществляющего охрану здания.
Кроме того, ведущая роль у управленца и при подготовке педагогов к введению профстандарта. Хотя, по сути, это должно стать внутрикорпоративной системой повышения квалификации, когда каждый педагог думает не только о себе, но и о том, кому и чем он может помочь, опираясь на свой опыт и мастерство. Поэтому система разделения на учителей, старших учителей и ведущих учителей представителями педагогического сообщества скорее приветствуется, нежели отторгается. Предполагается, что педагоги будут взаимодополнять друг друга, и каждый будет играть свою роль в коллективе, причем в зависимости от должности будет меняться и зарплата. К примеру, ведущему учителю не нужно будет набирать большое количество баллов - при небольшой нагрузке ему будут оплачивать именно его уникальность. Подтвердить свой статус ведущего учителя можно будет как обычным способом - оформлением портфолио, так и в центрах сертификации, пройдя определенные испытания. Какие это испытания? Предполагается, что педагогу нужно будет продемонстрировать предметные знания, решить предложенный квест на понимание методики, а также ответить на вопросы о детской психофизиологии. К слову, альтернативный способ аттестации руководители образовательных организаций считают более удобным, поскольку он не такой бумагоемкий, как оформление портфолио. Об оформлении портфолио вообще негативных отзывов больше, чем позитивных: «оно отнимает время», «это бесконечная борьба за выступления на семинарах, конференциях, которые не очень нужны учителям», «вместо того чтобы готовиться к уроку, педагог пишет статьи» и т. д.
В то же время директора школ сетуют на то, что из системы аттестации педагога планомерно изгоняется урок. Именно урок был основным мерилом профпригодности учителя. Бумаги можно грамотно и правильно оформить и расписать в красках методику, однако часто бывает так, что автор чудесного портфолио не умеет владеть вниманием детей, не может донести до них  свои знания и увлечь работой на уроке.
Вообще, по убеждению управленцев, процедура аттестации вызывает много вопросов. Например, молодой специалист заполнил все требуемые документы, прошел сертификацию и, ни дня не проработав в школе, на основании полученных результатов стал ведущим учителем. Или прошел сертификацию, но на практике не подтвердил свой профессионализм. Что делать с таким специалистом? Имеет ли процедура обратимость? А если в школе работает один учитель физики и он не прошел сертификацию? Что, увольнять его?
«Нет, нет и нет», - отвечают на это руководители образовательных организаций и в том, чтобы не случилось непредсказуемых перекосов, видят суть кадровой политики. Прежде всего, по их мнению, в школе должны трудиться педагоги разные как по возрасту, так и по творческому потенциалу. Кроме того, даже если учитель не силен в написании бумаг, зато силен в подготовке талантливых ребят, нужно найти способ помочь ему справиться с формальным требованием. Это могут быть, к примеру, внутрикорпоративные курсы. Какие бы новые аттестационные премудрости ни предлагали, за педагога от Бога директора будут стоять стеной.
Многим из них, кстати сказать, кажется вполне разумным внедрение, например, педагогической интернатуры, когда молодой педагог после окончания вуза один год мог бы работать в школе, а уже затем подавать документы на получение той или иной квалификационной категории. Этот год может реально помочь человеку понять, нужна ему педагогика или нет.
В целом явление профессиональной стандартизации и последующих изменений в части аттестации и повышения квалификации педагогов управленцы не оценивают как отрицательное, тем более что это общемировая практика. Во многих западноевропейских странах педагоги, прежде чем начать работать с детьми, сдают профессиональный экзамен. Разница лишь в том, что в зарубежных странах профстандарт педагога - это дело добровольное, и разрабатывается и принимается он самим профессиональным сообществом, а в России этот документ автоматически становится нормативом.
Правда, директора школ уверены, что внедрение профстандарта педагога повлечет за собой некоторые педагогические потери. Из школы уйдут те, кто будет не готов сдавать экзамен, определяющий его профессиональный уровень. И к такому оттоку управленцу тоже нужно быть готовым. Ведь умение предвидеть развитие событий уже неоднократно позволяло выбираться из сложных ситуаций «капитанам» российских школ.