- Марьяна Михайловна, по итогам контрольных работ, проведенных во вторых классах 30 тысяч школ, выяснилось, что почти все дети хорошо ответили на тестовые задания. Однако 70% из них не смогли выполнить более творческое задание: составить предложения из слов, которые им предложили. Ваше мнение: в чем корень этой проблемы?
- Неумение составить предложение - показатель несформированности навыка письма и письменной речи. Фактически плохое владение родным языком. Это неудивительно, так как исследования нашего института показывают, что к началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь - бедный (очень бедный) словарный запас, неумение грамматически правильно строить предложение, неумение задавать вопросы и отвечать на них. Пересказывая события, мультфильмы, сказки, дети используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. Разумеется, в стандарте выделены задачи развития и устной, и письменной речи, но то, как это реализуется, дает тот результат, который мы имеем.
- Можно ли эти проблемы объяснить особенностями целого поколения? Неспособностью этих детей сосредоточиться? Дефицитом родительского внимания? Постоянной погруженностью в гаджеты?
- Точно это не проблема поколения, то есть детей. Это проблема образования. Той системы, которая плохо учитывает возрастные особенности формирования сложнейших базовых навыков - письма и чтения. Форсирование темпа обучения, недостаточный учет индивидуальных особенностей развития детей, а сегодня в связи с инклюзией ситуация становится еще сложнее, общая интенсификация учебного процесса  становятся препятствием для эффективного формирования навыков письма и чтения. О чем говорить, если детей не учат читать «про себя», их учат, от них требуют артикулированного чтения вслух, а потом они как-то должны научиться читать «про себя», но артикуляция и проговаривание сохраняются, что тормозит увеличение скорости чтения. А объем растет. Что касается погруженности в гаджеты, то это не причина несформированности навыка письма и чтения. Это скорее фактор отвлечения внимания, но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Больше того, я убеждена, что нужно срочно - промедление здесь недопустимо - разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой.
- А как же мнение о том, что письмо ручкой развивает мозг?
- Уверяю вас, что письмо с использованием клавиатуры еще более сложная задача для мозга, не менее чем письмо ручкой, способствует развитию всех функций и развитию мозга.
- Насколько серьезно эти ученики разных возрастов отличаются от своих сверстников двадцать лет назад? Иногда родителям и учителям говорят, что различия настолько серьезны, что это уже, мол, «потерянное поколение». Что об этом говорят научные исследования?
- Мы изучаем функциональное развитие мозга и познавательной деятельности, особенности интеллектуального развития и трудности в обучении, адаптацию детей к разным видам нагрузок, факторы риска, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей, поэтому можем сравнить сегодняшних дошкольников и школьников с их сверстниками 20- и даже 40-летней давности. Главный вывод, который можно сделать, - темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились, и по-прежнему очень велики индивидуальные различия, то есть дети одного возраста сильно различаются по развитию и по адаптивным возможностям. Разумеется, изменение социокультурной ситуации развития влияет на некоторые характеристики, но это скорее психологические и социокультурные особенности, а развитие мозга, познавательная деятельность и физиологический ресурс организма детей существенно не изменились. В то же время нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растет, требования растут. И мы сами формируем «потерянное поколение» из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей.
- Способны ли оздоровить ситуацию только изменения в содержании стандарта? Или необходим комплекс мер, который обеспечит выполнение этого содержания? Тогда какие меры кажутся вам наиболее важными?
-  Мне кажется, что вопрос заключается не только в том «чему учить»,  но и  в том «как», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание образования остается практически неизменным (с небольшими вариациями) последние 50 лет. А вот «как» - сегодня педагоги решают по своему усмотрению, творчески подходя к вопросу. Однако творчество хорошо, когда есть глубокая профессиональная основа, понимание и знание принципов и технологий обучения. Это самый большой пробел в компетенциях педагогов, поэтому я довольно часто сталкиваюсь с совершенно неадекватными методиками и технологиями обучения. Приведу один пример: недавно увидела «методику» обучения письму, в которой дети должны были писать буквы «вверх ногами». На вопрос «зачем?» учительница, пожав плечами, ответила: «Так интереснее». А в нашем консультативном центре сегодня поток из 5-6-классников с проблемами письма, в том числе они не помнят, как пишутся буквы. О каком навыке при этом может идти речь, о какой письменной речи?
- По ФГОС начального образования родители должны участвовать в образовании своих детей. Это большое достижение, хотя формы их реального участия зачастую выглядят неопределенно. Что бы вы посоветовали родителям? Чего этим детям не хватает в семье?
- Участие родителей - очередная «фишка» последних лет, которую школа поняла специфически, фактически переложив ответственность за результаты обучения на родителей. И поэтому у нас сегодня репетиторы занимаются с учащимися начальных классов. Это не единичные случаи, это система, которая набирает популярность. Рынок этих услуг, конечно, будет расти, если педагог говорит родителям, что ребенок не справляется и помочь может только репетитор. Почитайте форумы родителей - они делятся опытом подготовки «проектов» (сегодня это можно даже в детском саду), изготовления поделок, написания эссе и т. п. Они стараются, волнуются, переживают из-за плохих оценок...
Неужели педагог, дающий подобные задания, не понимает, что ребенок не может их выполнить? Кого при этом мы обманываем? Вопрос не риторический, а сущностный. Если педагог начальной школы не может научить ребенка читать, писать и считать (а именно этим занимаются репетиторы в начальной школе), тогда вопросы не к ребенку и не к родителям, а к профессиональной квалификации педагога.
На вопрос, чего детям не хватает в семье, ответить просто - я больше 30 лет консультирую детей со школьными проблемами. Им не хватает понимания и поддержки. Жесткое давление, насилие, в том числе физическое, не редкость. И, как показали наши исследования, причины конфликтов - школьные проблемы. Так замыкается круг, который можно разорвать, только повышая квалификацию педагогов и просвещая родителей. Это должны быть не разовые акции или лекции, а системная, последовательная работа.
- Марьяна Михайловна, прислушиваются ли к вашему мнению разработчики стандартов, методик, учебников?
- Нас внимательно слушают, почти всегда соглашаются, но учитывают ли? Скорее нет, чем да. Например, почти 30 лет мы доказывали пагубность, несоответствие функциональным возможностям ребенка навыков безотрывного письма и скоростного чтения. В современном стандарте этих требований нет, но есть методисты, которые и сегодня проверяют скорость чтения с секундомером в руках. Как многие непродуманные новации Минобрнауки, они постепенно сходят на нет, но официально их никто не отменяет.