8 февраля Владимир Путин вручил в Кремле Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2016 год. Лауреатами стали исследователи, работающие в областях физики, математики и медицины. Так, ученые НИЦ «Курчатовский институт» Дмитрий Блау, Елена Лущевская и Станислав Пославский награждены премией за исследования кварк-глюонной плазмы с использованием мегаустановок и создание основ новой высокопроизводительной системы компьютерной алгебры, ориентированной на проведение расчетов в области физики высоких энергий. За решение фундаментальных задач теории изгибаемых многогранников, создающее основы для развития робототехники, отмечен ведущий научный сотрудник Математического института имени Стеклова РАН Александр Гайфуллин. Премии также присуждены исследователям Института молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН Алексею Дмитриеву и Анне Кудрявцевой, младшему научному сотруднику Института сильноточной электроники Сибирского отделения РАН Илье Романченко.

    В Совете Федерации наградили лауреатов всероссийских конкурсов среди вузов «Здоровый университет» и «Будь здоров». В церемонии приняла участие заместитель председателя СФ Галина Карелова. В 2016 году участниками конкурсов стали более 60 вузов из 49 регионов страны. Победители награждены дипломами и памятными сувенирами.

    Госдума отклонила три альтернативных законопроекта об учете мнения жителей при решении судьбы образовательных учреждений. Проект закона, внесенный депутатом Олегом Смолиным, предполагал, что реорганизация и ликвидация детского сада или школы, расположенных в сельском поселении, допускаются только с согласия схода граждан. Кроме того, законопроект предусматривал возможность открытия сельских школ, детских садов и их филиалов, закрытых начиная с 1 января 2015 года, если такое решение примет сход. Напомним, что федеральный закон об образовании предусматривает учет мнения жителей при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Однако он не определяет конкретную форму выяснения этого мнения, а также не запрещает закрывать школы, если мнение жителей будет отрицательным.

    На заседании Комитета по образованию и науке Госдумы обсудили ход реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.  Участники поднимали проблемы финансирования и обновления материально-технической базы колледжей и техникумов, оплаты труда преподавателей и стипендиального обеспечения студентов СПО, развития частно-государственного партнерства в сфере подготовки кадров. По итогам обсуждения будут выработаны рекомендации правительству, профильному министерству и регионам.

    В рамках «правительственного часа» в Государственной Думе РФ выступила заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Она, в частности, обратила внимание депутатов на проблему обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте до трех лет. Сейчас, по ее словам, очередь насчитывает 326 тысяч семей - столько мам хотели бы выйти на работу и определить ребенка в детский сад. При этом в пяти регионах остается проблема обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей 3-7 лет.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил включить в федеральные государственные образовательные стандарты требования к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Соответствующие предложения до 17 августа должны представить Минобрнауки России, Минприроды и министр Михаил Абызов. Указания даны во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания Госсовета по вопросам экологии, прошедшего 27 декабря 2016 года. Как сообщил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, его ведомство уже обратилось в Минобрнауки с предложением вернуть обязательные уроки природоведения в школах.

    9 февраля вице-премьер Ольга Голодец вручила Премии Правительства РФ 2016 года в сфере образования. Лауреатами стали 19 соискателей. В их числе авторы научно-практических и научно-методических разработок, создатели учебных изданий в разных областях образования. Сотрудники Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики получили премию за разработку комплексной методики отбора и подготовки элитных кадров в области информационных технологий. Авторскому коллективу Психологического института РАО и МГУ премия вручена за создание комплекса изданий для подготовки в вузах психолого-педагогических кадров. В числе лауреатов также сотрудники Московского института электронной техники, МИФИ и ВШЭ.

    В Доме Правительства под председательством Ольги Голодец состоялось заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Участники обсудили отчет об исполнении комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в 2016 году. Как было отмечено в ходе заседания, в дополнение к традиционным предметным олимпиадам, охватывающим до 6 млн школьников ежегодно, организуются интеллектуальные и творческие конкурсы, общее число которых в текущем учебном году достигло 62. Члены совета также обсудили план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования и приняли решение создать рабочую группу, которая займется вопросами мотивации талантливых детей и молодежи.

    Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений осенью 2017 года продолжат апробацию моделей устной части ГИА-9 по русскому языку, по итогам которой будет принято решение о форме и сроках включения устного компонента в систему государственной итоговой аттестации. В 2017 году выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит пройти только письменный экзамен. Напомним, что пилотная апробация двух моделей устного экзамена по русскому языку была проведена осенью 2016 года в Московской области, Татарстане и Чеченской Республике. Будущей осенью планируется провести широкомасштабную апробацию уже доработанных моделей в большинстве субъектов РФ.  

    Заместителем министра образования и науки РФ назначен Павел Зенькович, до недавнего времени возглавлявший Управление Президента РФ по общественным проектам. Павел Станиславович родился 19 июня 1978 года. После окончания МГИМО работал в Министерстве иностранных дел. С 2004 года - в Управлении пресс-службы и информации Президента РФ. С 2007 по 2008 год был референтом первого заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова. С 2008 по 2012 год занимал пост заместителя директора Департамента пресс-службы и информации Правительства РФ. С марта 2012 года - заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике. В октябре 2012 года возглавил Управление Президента РФ по общественным проектам.

    Рособрнадзором запрещен прием студентов в Славяно-греко-латинскую академию и Канашский филиал Института социальных и гуманитарных знаний. Приостановлено действие лицензии Владимирского института бизнеса и Международной академии оценки и консалтинга. Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана лишена госаккредитации по группам направлений подготовки «Управление в технических системах» (бакалавриат) и «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (бакалавриат).