Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
 - ЕГЭ оказал поистине колоссальное влияние на российскую систему образования. Он предоставил всем школьникам уникальную возможность поступить и учиться в лучших вузах страны независимо от того, где они родились и живут. ЕГЭ задал единый стандарт для оценки качества подготовки выпускников всех школ страны.
За прошедшее время ЕГЭ претерпел качественную трансформацию как с точки зрения содержания, так и организации экзаменов. Все последние годы развитие ЕГЭ шло по пути достижения главной цели - создания единых для всей страны правил, понятных выпускникам и позволяющих им честно определять свою судьбу, используя только свои знания и способности.
Важнейшее достижение последних лет проведения ЕГЭ - высокий уровень объективности экзамена. Все выпускники сдают его в равных условиях по заранее объявленным правилам. Процедура проведения экзамена отработана до мелочей. Постоянно совершенствуются контрольные измерительные материалы: из них практически полностью ушли задания с выбором одного ответа, зато появились различные модели заданий, требующие творческого применения знаний, умения анализировать данные, излагать и аргументировать свои мысли.
Все эти изменения привели к тому, что ЕГЭ прочно утвердился в реалиях современной России. Утихли яростные споры вокруг госэкзамена, которые велись в первые годы его существования. Система ЕГЭ принята большинством членов общества, и предложения что-либо изменить в ней звучат все реже.
В целом можно констатировать, что нынешняя модель ЕГЭ себя оправдывает, система стабилизировалась и не требует глубоких изменений. Однако еще ряд серьезных задач в ближайшие годы предстоит решить. Это прежде всего разработка и апробация новой перспективной модели устной части ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Это переход на новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут представлены только развернутые ответы.
Продолжит совершенствоваться и организационная составляющая ЕГЭ за счет внедрения новых технологий, позволяющих ускорить обработку результатов экзамена и полностью исключить влияние на них человеческого фактора.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ,  профессор, академик РАО:
- ЕГЭ десять лет. Мы долго шли к тому, чем сегодня является единый экзамен, и наконец-то мы вправе сказать: «машинка» работает.
Случилось то, ради чего и придумывался ЕГЭ: талантливые дети со всех концов России поступают и учатся в ведущих вузах страны. До появления единого экзамена их было лишь 25%, сегодня более половины студентов в московских и питерских вузах совсем не жители двух столиц. То есть задача обеспечить доступ к качественному высшему образованию вне зависимости от места жительства решена.
Что еще важно? За последние годы Рособрнадзору удалось повысить доверие к процедуре ЕГЭ и его результатам. Это было сделано за счет жесткой политики по устранению несанкционированного вмешательства в проведение экзамена. Сегодня ЕГЭ поддерживает уже более половины населения страны, и это большая заслуга команды Сергея Кравцова.
Конечно, нет пределов совершенству: измерительные материалы должны улучшаться и далее. И будут - останавливаться мы и не собирались. Но все серьезные изменения содержания КИМов должны быть не волюнтаристскими, а проходить широкую профессиональную экспертизу.

Ирина КОРМЩИКОВА, учитель истории и обществознания, Кировская область:
- У меня двойственное мнение. Конечно, за десять лет у всех предметников появился большой опыт по подготовке ребят к ЕГЭ. Теперь нам гораздо легче, чем в первые годы, подготовить выпускника на высокий балл (разумеется, если ученик сам  мотивирован). Вначале многие из нас шли, можно сказать, на ощупь, поэтому нередкими были ошибки, за которые расплачивались дети и родители. Мне, например, до сих пор стыдно перед теми добросовестными учениками, которые по моей вине не поступили на бюджетные отделения. Я старалась на совесть, просто сама не знала, как соответствовать критериям. Сейчас знаю. Но вместе с этим знанием у меня растет негатив по отношению к ЕГЭ. Все-таки излишняя стандартизация, алгоритмизация экзамена больше вредят детям. Да, знания важны, но не менее важна способность выпускника к анализу и интерпретации событий.

Игорь К., директор школы, Нижегородская область:
- За 10 лет многое изменилось в лучшую сторону. С каждым годом у нас растет средний балл по всем предметам. Паники, как раньше, теперь нет. Спокойнее стали и учителя, и дети. А ведь раньше доходило до того, что ученики, даже неплохие, из страха перед ЕГЭ уходили в техникумы и колледжи. Но школа по-прежнему не может гарантировать родителям подготовку на 90 баллов и выше. Поэтому всем, кому нужны высокие баллы для поступления, мы советуем заниматься с репетиторами.  В идеале школа должна обходиться без посторонней помощи. Но пока, увы, не может.