Вспоминаю 2000 год. Школа-новостройка. На первом заседании педколлектива, чтобы ближе познакомиться с коллегами, школьный психолог предлагает ответить на несколько вопросов, один из которых заставил всех особенно задуматься. «Каким вы видите выпускника школы: целеустремленного человека, наделенного знаниями, интеллектом, или духовную, нравственную личность?» Интересно, что учителя начальных классов отметили нравственное воспитание как приоритетное, учителя средней и старшей школы настаивали на образовательной функции школы.
Действительно, в современном мире значительно вырос престиж интеллекта, как утверждает молодежь, быть образованным модно. Но, к сожалению, воспитание целого поколения «квалифицированных потребителей» выявило актуальную проблему общества - духовно-нравственная сущность ребенка переходит во вторичную ценность.
Информационные технологии принесли множество инновационных решений для развития ребенка. Но дети перестали нормально общаться. Помните у Экзюпери о роскоши человеческого общения? Не забуду картинку в метро. Суббота. С классом едем на экскурсию в метро. Никого в вагоне, кроме нас, нет. Все дети как по команде достали смартфоны и уткнулись в экраны. Так и ехали молча 40 минут.
Дети могут решать сложные математические задачи, но, к сожалению, они реже стали удивляться, искренне восхищаться, проявлять сочувствие и сострадание, дарить на день рождения книги, чаще отказываются от экскурсий в музеи, предпочитая торгово-развлекательные центры.
Передо мной - сочинения-рассуждения девятиклассников на морально-этическую тему. Читаю с грустью. Нет, ребята правильно излагают мысли, подбирают убедительные аргументы из литературных источников, делают логичные выводы. Но почти в каждой работе выражено сожаление о том, что в реальной жизни нечасто встретишь проявление настоящей дружбы, сострадания, доброты, взаимовыручки.
Кризис духовности, поразивший все слои общества, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных для России ценностей, воспитании детей гармонично развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное прошлое.
Как же заставить пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывать рост брошенных на эту благодатную почву семян?
Как вызвать у ребенка интерес к изучению культурного наследия?
Как разбудить в детях потребность к творчеству, желание улучшать окружающий мир?
Как воспитать в них доброту, милосердие?
Педагогика давно осознала роль театра как мощного воспитательного средства и видит в театре возможность раскрыть творческий потенциал ученика, развить его духовные силы, способствовать самопознанию. «Театр, по словам Н.В.Гоголя, - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
В нашем образовательном учреждении решили, что школьный театр способен решить поставленные задачи естественно, без принуждения, ненавязчиво, между делом, в увлекательной игре, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников. Так как театр, по образному выражению И.Ф.Шиллера, школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся.
«Театр и мы» - так называется творческий коллектив гимназии, который существует уже более 10 лет, руководит им педагог-организатор, артист театра и кино Ю.В.Морозов, который глубоко уверен, что все дети гениальны и талантливы. Если говорить о форме театральной деятельности в гимназии, то это не школьный театр, не школа с театральными классами, не центр детского творчества... «Театр и мы» - это школа с театральной атмосферой, созданная благодаря поддержке и помощи во всех наших начинаниях администрации гимназии в лице В.А.Родионова и Н.Э.Борченко. Особенностью коллектива является то, что каждый класс, начиная с первого, играет на сцене. В чем же состоит притягательная сила театрального творчества для учащихся? Известный детский психолог Н.Н.Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества - он всегда насыщен яркими положительными эмоциями». Дети, особенно младшие школьники, очень впечатлительны, и поэтому театральный процесс легко одаривает их истинными ощущениями и эмоциями. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому», - утверждал В.А.Сухомлинский. И театр учит ребят видеть прекрасное в окружающем мире и людях, стремиться к прекрасному и доброму. Ученики всегда сочувствуют добрым героям, страстно желают, чтобы добро одержало победу над злом. Дети, изображая положительных или отрицательных персонажей, учатся как бы со стороны смотреть на себя, учатся ценить такие человеческие качества и чувства, как взаимопомощь, дружба, верность, доброта.
Театр - это волшебный мир. На сцене всё и все преображаются. Вчерашний ученик, который к уроку не мог выучить стихотворение, на сцене произносит огромные монологи; робкая, неуверенная в себе девушка на сцене оказывается бойкой красавицей. Ученик в спектакле играет главную роль, да так входит в образ, что никак невозможно в нем узнать вчерашнего неуспешного ученика и нарушителя дисциплины. И это чувство радости, успеха надолго сохраняется в них.
Театральная игра способствует развитию памяти, внимания, воображения, образного мышления, на основе чего повышается уровень познавательной активности ребенка, его интеллектуальных способностей.
И конечно, занятия театральной деятельностью требуют от участников трудолюбия, ответственности, дисциплины и других волевых качеств, формируют уверенность в себе, дают опыт социальных навыков поведения.
Театр - это коллективный вид творчества. Театр позволяет раскрепоститься, создает пространство для неформального общения. Каждый участник может найти себе дело по вкусу. Кроме актеров у нас есть танцоры, певцы, художники, технические помощники. Театр духовно объединяет учителей и учащихся. В создании спектаклей активное участие принимают учителя литературы и английского языка, биологии и физкультуры. Ни одно выступление не обходится без декораций, которые вместе со своими учениками готовит учитель изо; преподаватель музыки не только помогает ставить музыкальные номера, но и пишет музыку для спектакля.
За время существования театра были представлены на суд зрителя: спектакли «Про Федота-стрельца», «Гусарская баллада», «Тимур и его команда», «Гоголевские побасенки», водевиль «Медведь», литературно-музыкальные композиции, посвященные жизни и творчеству русских писателей и поэтов: «Пушкинский бал», «Лермонтовский бал», «Душа моя - поле безбрежное» - о Есенине.
Стали уже традиционными театральные фестивали для всех параллелей. Никого не оставил равнодушным фестиваль, посвященный 70-летию Победы. Ярко, взволнованно представили свои спектакли восьмиклассники - «А зори здесь тихие», «Василий Теркин».
Театральный фестиваль, посвященный Году литературы, открылся по-настоящему музыкальным, озорным спектаклем учеников 5-го «Ж» класса «Приключения Тома Сойера». А юные артисты 5-го «Е» класса пригласили зрителей в опасное приключение на «Остров сокровищ». Полюбилось зрителям выступление коллектива 8-го «Е» класса «Тимур и его команда». Конечно, запомнилось выступление 9-го «Д» класса со спектаклем «Три мушкетера» на английском языке.
Ежегодно мы участвуем в различных театральных конкурсах и фестивалях: «Марьинская рампа», «Юные таланты Москвы», «Волшебный занавес», «Ветер перемен». Неоднократно становились лауреатами и дипломантами. Мы гордимся своими спектаклями, получившими высокую оценку творческого жюри в разные годы: «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Молодая гвардия», «У оврага», «Женитьба», «Много шума из ничего», «Песня про купца Калашникова».
Неоднократно наши воспитанники награждались грамотами и дипломами различных конкурсов чтецов. Это и городской фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств-2016», конкурс «Живая классика», смотр-конкурс творческих коллективов образовательных организаций г. Москвы «Ради жизни на Земле!», фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику», театральный фестиваль «Победа входит в каждый дом», «Марьинская рампа-2015».
Детский спектакль, выступления чтецов - это венец огромной творческой работы, проделанной детьми и педагогами, это прекрасные моменты радости и очарования, которые хотелось бы продлить. Пусть не каждый ребенок станет актером, но творческая активность, воображение, умение радоваться и удивляться, понимание музыки и поэзии сделают мир взрослого человека ярче, эмоциональнее, чище.
Творчество заразительно. Распространяйте его!

Алла ВОРОНИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №1562 имени Артема Боровика