Утро у кадет начинается в 7.45 с подведения итогов вчерашнего дня и построения планов на новый день, обещающий быть не менее насыщенным. Здесь все особое - и обучение, и режим, и форма, которую носят кадеты, и даже их досуг. Потому что и цель здесь ставится особая, сложная и очень ответственная. Речь идет ни много ни мало о воспитании элиты общества. Не той, показной, а настоящей элиты, переживающей за свою страну и делающей все для ее процветания.
Надо сказать, что возрождение кадетского движения в России продиктовано временем, острой потребностью в патриотической идеологии, благородстве и товариществе, в преданном служении своей Родине. Кадетство в школе становится центром духовно-нравственного, гражданского единения всех участников образовательного процесса. Оно позволяет через всестороннее раскрытие индивидуальных возможностей и способностей ребят лучше понять им свое предназначение: достойно подготовиться к служению Отечеству в рядах Вооруженных сил и увидеть свое профессиональное будущее на гражданской и военной службе, формирует устойчивый здоровый, спортивный образ жизни, повышает самооценку ребят, воспитывает чувства долга, чести и достоинства.
Философия кадетского образования оказалась очень близка традициям нашей гимназии. В ней как правопреемнике ЦО №491 «Марьино» на деле реализуются принципы непрерывности, преемственности, а симбиоз основного и дополнительного образования дает возможность выстраивать индивидуальные траектории развития каждого ребенка начиная с детского сада.
Наши дети с дошкольного возраста изучают историю своей страны на основе экспонатов прежде всего школьного музейного комплекса «Россия вечная», в который входят четыре музея: военно-исторический «Оборона Москвы», историко-краеведческий «Школьная планета», декоративно-прикладного творчества «Истоки и современность», культурологический «Поэзия. Наука. Эпоха».
Поэтому открытие первого кадетского класса было логическим продолжением исполнения своей миссии и приумножения патриотических традиций нашей гимназии.
А первым, как известно, быть одновременно и почетно, и тяжело. Жесткий распорядок дня, увеличенная нагрузка, новые дисциплины, такие как строевая и огневая подготовка, военная топография, основы промышленного альпинизма, курс первой медицинской помощи. Но благодаря грамотному подбору педагогического состава, непосредственно работающего с кадетами, удалось в кратчайшие сроки адаптировать ребят к режиму и обучению в этом классе.
Сегодня в гимназии таких классов три. Мальчишки и девчонки - все они очень разные. Есть эрудиты, есть спортсмены, есть очень творческие натуры, а есть и такие, кому трудновато дается «гранит науки». Но это не страшно, потому что их объединяет одно: желание быть кадетами. Причины на это разные. Кто-то объясняет свое желание стремлением стать военным, кто-то - продолжить военную династию, кто-то хочет быть спасателем, а кто-то видит возможность стать более организованным и успешным в кадетском классе. Желания разные, но цель одна. И идут к своей цели ребята непростой, но интересной дорогой.
Сколько ярких событий происходит у них в учебном году! Уроки истории в Центральном музее Великой Отечественной войны, встречи в Академии МЧС ГПС России, участие в олимпиадах, городском конкурсе строя и песни «Марш победителям», в туристических слетах, квестах, экскурсиях, конференциях и, конечно же, принятие присяги кадета. Прежде чем принять присягу (а мероприятие проходит в Центральном музее ВОВ), ребята полгода трудятся не покладая рук: старательно занимаются по всем предметам, улучшают результаты в учебе и в спорте, оттачивают строевую подготовку, делают проекты, всем своим рвением доказывая, что достойны нести гордое имя кадета.
Особо значимыми торжественными мероприятиями для наших кадет являются парады на Красной площади и Поклонной горе. Уверенно, гордо, парадным строем они чеканят шаг, в душе осознавая, сколько дел, поступков, преодолений себя им пришлось совершить, чтобы вот так красиво, дружно, в парадной форме отчитаться перед городом, что они достойные сыны и дочери своего Отечества.
Говоря об интересной работе кадет, нельзя не отметить роль социальных партнеров. В результате тесного взаимодействия между администрацией гимназии и территориальных органов МЧС России сотрудничество вышло на иной качественный уровень. Конечно, есть и экскурсии в подразделения МЧС, и совместные выезды на различного рода мероприятия, и уроки Мужества, и показательные занятия. Но с недавнего времени наши кадеты, можно сказать, «встали в строй» с действующими сотрудниками Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по городу Москве. Конечно, тушить пожары и участвовать в аварийно-спасательных работах им еще рано, но участвовать в мероприятиях по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций вполне по силам.
Так, на постоянной основе наши кадеты по плану Управления МЧС по ЮВАО г. Москвы участвуют в патрулировании лесопарковых зон округа в пожароопасный период, совместно с действующими сотрудниками МЧС ведут разъяснительную работу в местах массового пребывания граждан, участвуют в иных профилактических мероприятиях. Особо хочется отметить, что по результатам совместной деятельности многие кадеты награждены грамотами и дипломами от наших шефов, а два кадета - вице-старший сержант Костенко и вице-сержант Политай - имеют благодарность от начальника Главного Управления МЧС по г. Москве.
Большой вклад вносят кадеты в проводимую в гимназии военно-патриотическую работу и волонтерство. Знаковыми событиями стали выезд кадет в город-герой Волгоград с целью выставления Почетного караула у Поста №1 и участие в международном мероприятии по увековечению памяти воинов Панфиловской дивизии, проводимом Правительством Московской области и Республики Казахстан. Также можно отметить, что ребята с большой ответственностью осуществляют шефство над аллеей Памяти пожарных и спасателей, погибших при исполнении своего служебного долга.
Ошибочно было бы думать, что кадетство - это лишь строевая подготовка и почетные караулы. В гимназии ведется большая работа по нравственному и эстетическому воспитанию. Кадетам преподаются этикет, танцы. Казалось бы, совсем недавно они делали робкие шаги под присмотром строгих педагогов по бальным танцам, как вдруг через короткий промежуток времени они собрали все призы на межрайонном кадетском бале! После этого не было в Москве ни одного бала, где принимали участие ребята, где бы они не блистали, а в некоторых случаях и с показательными выступлениями. Апофеозом стало участие наших кадет в Московском международном кадетском бале, проводимом Ассоциацией Героев России и Советского Союза.
Достаточно сказать, что одним из требований при отборе было умение танцевать 16 (шестнадцать!) бальных танцев. Наши кадеты справились!
В одном из сочинений кадет ныне 9-го класса К.Веремеенко написал: «...даже если я не стану военным, я думаю, учеба в кадетском классе даст мне уверенность в моем будущем, сделает из меня Человека. А родители и учителя будут мной гордиться».
Завтра наших кадет ждут новые испытания, яркие открытия и яркие встречи, и они уже точно знают: кадетство - это их дорога в достойное будущее.

Марина ВОРОНОВА, заместитель директора гимназии №491;
Александр МИЛОВАНОВ, офицер-воспитатель кадетского класса

Зима-волшебница

Вот спасибо, зима-подруга,
Удивила на этот раз.
Столько снега нам подарила,
Просто здорово! Радует глаз.
Коммунальщикам, правда, забота,
Но кому же сейчас легко?
На учебу вставать неохота,
Снег валит за моим окном.
И опять закружили метелью
И заботы, и будни мои...
Я уроки сделать успею,
Только знаешь, зима, подожди...
Мне охота в снегу поваляться,
Покататься с заснеженных гор,
С Новым годом в подарках остаться,
С другом тихо вести разговор.
В ожидании сказки чудесной
Верить хочется, что у зимы
Ледяное сердце, как песня,
В Рождество зазвучит с вышины.
И узоры на окнах заманят
Нас в таинственный мир красоты,
Где мечта вдруг реальностью станет,
В сказку точно поверите вы...

Дарья ХРАМОВА, ученица 10-го «Б» класса гимназии №491