Основной образовательной целью первых русских школ было учить детей не только книжному разуму, но и благонравию, «в правде и любви», «премудрости страху Божию, чистоте и смиренномудрию», «не яростию, не жестокостью, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем и сладким проучением, и ласковым рассуждением...». В основу педагогических взаимоотношений были положены евангельские начала кротости.
«Конец XIV - начало XV века, - пишет Д.С.Лихачев, - эпоха крутого подъема и напряженного творчества, время интенсивного сложения русской национальной культуры». Характерной чертой этого времени становится особое внимание к государственным интересам страны, что в свою очередь внесло новые черты в культуру данного периода. Начиная с XV века возрастает число школ, большинство из которых оставались достаточно простыми, учили грамоте и «всякому благочестию».
Судя по количеству дошедших письменных документов (челобитные, поручные, духовные), сохранившихся, несмотря на все невзгоды того времени, И.А.Соболевский в своем исследовании делает вывод, что русское общество было достаточно грамотным.
Высокие результаты многовековой совместной образовательной и просветительской деятельности Российского государства и Церкви неоднократно отмечались выдающимися отечественными и зарубежными общественно-политическими и духовными деятелями. В середине XVIII века, например, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В.Ломоносов фактически впервые сформировал православный компонент гимназического обучения для сохранения духа православной культуры. Великий русский ученый, наверное, первым всерьез задумался и над ролью славянского языка в русской культуре. В знаменитом предисловии «О пользе книг церковных в российском языке» он оценивает эту роль как весьма благодетельную: благодаря славянскому языку было обеспечено единство русского языка и русской культуры.
Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д.Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.
Обобщение православного педагогического опыта в историческом контексте позволяет расширить понятие и представление о роли и значении православной культуры в процессе обучения и воспитания современных школьников, формирования у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

Инна МЕДВЕДЕВА, директор гимназии имени митрополита Платона (Левшина)