Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Джон Дьюи

Теперь я хочу поступить на факультет журналистики МГУ, люблю русский язык с литературой и пытаюсь доказать всем вокруг, что между моим старым и моим новым увлечением гораздо больше общего, чем принято думать. Наш учитель физики также считает, что в технических классах обязательно нужна междисциплинарная интеграция. Уроки, охватывающие весь круг изучаемых предметов, имеют максимальную эффективность, ведь именно на них формируются УУД, повышаются интерес и мотивация. Именно поэтому я здесь, говорю с вами, пытаюсь разобраться в особенностях преподавания гуманитарных предметов в негуманитарных классах и рассказываю о том, как эти особенности можно изменить. Кажется, о теме статьи я проговорилась чуть раньше, чем планировала, но рано или поздно вы все равно бы поняли, поэтому скажу: мы решили предложить внести некоторые изменения в преподавание русского языка и литературы в технических классах. Возникает очевидный вопрос: как это сделать? Вот на него я отвечу чуть позже, пусть интрига пока сохранится.
Итак, конфликт физиков и лириков - проблема мировая и чуть ли не вечная. Из поколения в поколение, из класса в класс выбор остается неизменным: наука или искусство, техника или словесность, математика или литература, однако возможно ли, имея два пути, все-таки пойти по третьему? На журфак я пока не поступила, адекватной композиции меня никто не учил, поэтому сразу раскрою все карты и отвечу на поставленный выше вопрос: да, возможно. А теперь давайте разберемся, как и зачем.
Сначала «зачем». Образование, как и весь современный мир, не стоит на месте. Ежегодно во всех сферах нашей с вами жизни появляются новые технологии, пересматриваются и совершенствуются старые. В школах стали привычными и проектная деятельность, и использование пространства Интернета, и разноуровневое обучение, что еще не так давно представлялось немыслимым. Все эти новшества и программы в свою очередь требуют оптимальных, качественно отличающихся от прежних образовательных технологий, одной из которых является интеграция. И теперь мы вплотную подошли к вопросу «как». В современных российских школах в последнее время все отчетливее наблюдается тенденция к внедрению профилированного обучения не только в старших, но и в средних классах. Например, в нашей гимназии год назад мы выбирали между углубленным изучением либо инженерии, либо филологии, либо химии. Как правило, углубленность обучения заключается в увеличении часов по одним предметам и в их уменьшении по другим. Большинство же непрофильных программ остаются без изменений, то есть фактически русский язык преподают одинаково и гуманитариям, и технарям. А связано это с тем, что мы, углубляя изучение предмета, к которому ребенок итак предрасположен, забываем об изменении программы по другим, которых в расписании по-прежнему около семидесяти процентов. В связи с этим у нас возник вопрос: ну раз уж мы делим детей по их предпочтениям и наклонностям, так почему бы не поделить их окончательно, разработав особые программы и методики преподавания непрофильных дисциплин в профильных классах?
Только без паники: ничего кардинального, разрушительного и анархичного мы не предлагаем. Речь идет о небольших, локальных изменениях, которых можно добиться с помощью уже упомянутой выше интеграции. Это и есть тот самый третий путь: выбрать не одну позицию, а сразу две, выбрать одновременно и физику, и лирику. Так, в нашей гимназии уже стало традиционным проведение интегрированных уроков, что позволяет выйти за рамки одного предмета, облегчить процесс познания и открыть для себя много действительно интересных вещей. Так и случилось в прошлом году, когда учителя русского языка и литературы объединились с учителями физики, для того чтобы рассказать десятиклассникам о лазерах и аккумуляторах не только с технологической, но и с этимологической стороны. Это дало очень полезный опыт, но, главное, доказало, что синтез гуманитарных и технических предметов вообще возможен. Однако это был лишь первый шаг, первый из многих-многих последующих, ведь подобные уроки не исчерпывают всех возможностей и преимуществ междисциплинарной интеграционной деятельности, а лишь приоткрывают пространство для фантазии педагога, благодаря которой скоро станет возможным сделать эту деятельность не разовой, а постоянной.
В теории все, конечно, звучит прекрасно: интеграция, профилирование, но эта теория, как всегда, не дает нам ответа на вопрос, а что конкретно надо делать и как перестраивать уроки? Мы предлагаем ввести в профильных классах (будем рассматривать именно наше, инженерное, направление, так как оно мне, как филологу, ближе всего) на уроках русского языка диктанты по физико-математической терминологии и изложения текстов именно сложного технического содержания. Программу по литературе можно дополнить чтением научно-популярных текстов или произведений по научной фантастике, изобилующих терминами и описаниями физических или химических процессов. Таков, например, небезызвестный «Гиперболоид инженера Гарина» авторства А.Н.Толстого, произведения братьев Стругацких и Рея Брэдбери. Не самые последние имена в мировой литературе, не так ли? Думаю, что они точно не станут лишними для учеников, а некоторым даже и привьют любовь к чтению, ведь известно, что огромное множество детей и подростков предпочитают именно научно-популярную, фантастическую тематику. Здесь очень важно отметить, что обязательная программа по литературе и русскому языку меняться не будет, как и количество часов, отведенных на изучение этих предметов, однако дети получат не только необходимые стандартизованные знания, но и возможность повысить свою эрудицию, развить метапредметные умения. Это позволит улучшить понимание учащимися нехудожественной литературы, ознакомиться с новыми понятиями и уж точно освободит учителей физики и математики от ответов на вопросы из класса о том, как пишется тот ли иной термин. Вдумайтесь: энтропия, флуктуация, когерентность, аккомодация, люминесценция, релятивистская механика, электростатическая индукция... Многие ли из одиннадцатого инженерного класса смогут написать эти слова в ряд без ошибок? Думаю, нет. А ведь это школьная программа по физике. И это то, с чем им придется не раз столкнуться и в вузе, и на работе.
В чем еще заключается польза подобной интеграции? На самом деле пользы очень и очень много. Возьмем хотя бы наш ЕГЭ: теперь в экзамене по русскому, в самом первом задании, одиннадцатиклассник сталкивается с текстом сложного научного содержания, написанным соответствующим терминологическим языком. Как правило, именно это задание и вызывает достаточно большие затруднения даже среди учеников профильного технического класса. А ведь они ежедневно читают учебник по физике! Выходит, простого такого чтения недостаточно. Но о том, что можно сделать для исправления подобной ситуации, я уже рассказала чуть выше, поэтому продолжу перечислять плюсы нашей идеи, которых здесь более чем достаточно. Да хотя бы те же самые работы, присылаемые МЦКО, или проверочные по так называемой технике чтения, где от учеников также требуется умение анализировать тексты научной направленности, выделять в них главное и пересказывать. Как отмечают учителя физики, химии и математики, с каждым годом для детей становится все труднее выполнить эти простые действия, а ведь в современном мире, который насыщен в основном далеко не художественной литературой, человеку просто необходимо понимать сложные, «заумные» тексты. Многие люди сейчас не читают вообще или же читают только специализированную литературу. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с инструкциями, описаниями механизмов и (банально) с той же самой характеристикой нового телефона или фотоаппарата, которые изобилуют терминами или описаниями каких-либо процессов. Не говоря уже о нынешних представителях физмата, им-то предстоит работать с подобными текстами всю жизнь, читать, понимать и писать их. В связи с этим введение элементов физики в литературу и русский язык уже представляется нам не просто интересным, а жизненно необходимым актуальным опытом, который, помимо всего прочего, позволит привить ученикам технического профиля, например, бoльшую любовь к гуманитарным предметам, и наоборот.
Совершенно очевидно, что одинаковое преподавание русского языка и литературы в профильных классах инженерного направления не совсем эффективно. Гораздо больших результатов и в освоении программы, и в приобретении новых знаний позволяет добиться интеграционная деятельность. Это и есть те самые современные технологии и современные подходы в образовании, которые, оставляя от старых, традиционных, уроков все самое лучшее, добавляют к ним актуальные в современном мире детали. Мы наконец подходим к осознанию того, что мыслительный процесс у технарей и гуманитариев построен по-разному, и соответственно это ставит перед учителями непрофильных дисциплин непростую задачу: выработать и другие (помимо предложенных) особенности преподавания русского языка и литературы в инженерных классах, которые позволят в будущем облегчить понимание предмета и откроют качественно новые горизонты.

Яна УЛЬКО, учитель физики гимназии №1562;
Диана МАКСАКОВА, ученица 11-го «А» класса гимназии №1562