Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.

Алексей Крылов,  русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик, генерал флота, генерал для особых поручений при морском министре Российской империи, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда

На базе семи площадок образовательных организаций Москвы (лицей №1574, школа №1324, школа №494, школа №152, школа №1430, лицей №1524, лицей №86 имени М.Е.Катукова) состоялась деловая игра «Математическое моделирование. Экономика и жизнь» в рамках проекта «Финансово-экономическая грамотность».
Финансовая грамотность - это достаточный уровень знаний и навыков, благодаря которым человек способен принимать осознанные и эффективные решения в области управления личными финансами, сбережениями, инвестициями, а также для рационального распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
В деловой игре приняли участие 129 команд (около 800 учащихся) из числа обучающихся 9-10-х классов 85 образовательных организаций, в том числе из СПО. Решая математические практико-ориентированные задачи, ребятам предстояло погрузиться в реальную ситуацию и разработать бизнес-план для открытия производственного цеха.
Ученикам предстояло рассчитать «всамделишную» настоящую экономическую схему для работы промышленной фабрики по производству школьной мебели. Задания были максимально приближены к реальной жизни. Среди прочих, нужно было определить оптимальное количество сотрудников и рассчитать их заработную плату, включая налоги; осуществить расстановку оборудования с учетом оптимизации предлагаемых площадей; создать рекламный проект по продвижению своей продукции. И, наконец, вычислить рентабельность предприятия на основе исходных данных и реализованных затрат.
Каким удовольствием было наблюдать за школьниками, которые так серьезно и глубоко погрузились в проект, что полтора часа для них пролетели незаметно. После игры на «разборе полетов» одни прыгали от радости, что решили все правильно, другие сосредоточенно анализировали ошибки. Но главное было не в этом. Все на какое-то короткое время ощутили себя настоящей командой, получив урок не только и не столько математики и экономики, а живой, практической жизни, опыт делового сотрудничества, с которым сегодня еще дети, а завтра они же взрослые пойдут в профессиональное будущее.
Победителями стали команды из школы №2107, Центра образования №1483, гимназии №1811 «Восточное Измайлово». Призерами - команды из 21 образовательной организации.
А 16 декабря 2016 года состоялась очередная деловая игра «Математическое моделирование. Строим город» для обучающихся 7-8-х классов (авторы-разработчики: методисты ГМЦ ДОгМ Новикова Т.В., Яницкая Е.А., Зеленова Е.В.; учитель математики школы с углубленным изучением английского языка №1324 Иванова Е.В.; учитель математики ЦО №1483 Петрищевская Ю.М.). Игра проходила на пяти площадках образовательных организаций столицы.
В этот день ребятам предстояло побывать в роли строителей - планировщиков нового микрорайона, на территории которого необходимо было выделить различные территории: жилую, дошкольных учреждений, школьную, спортивную, культурно-бытовых учреждений. Для успешного выполнения поставленной цели в ходе игры предстояло решить практико-ориентированные задачи как по алгебре, так и по геометрии.
На больших листах флипчарта нужно было построить план городского центра: определить место для городских объектов (памятника, спортивного и торгового комплексов), проложить и назвать улицы, расположить дома. Каждая задача сопровождалась непростым условием, над решением которого нужно было немало поломать голову.
В игре приняли участие 100 команд из 60 образовательных организаций Москвы. Победителями стали команды из Государственной столичной гимназии, школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский». Призерами - команды из гимназии №1563, лицея №1564 (4 команды), гимназии №1518 (3 команды), школы №1416, Московской международной гимназии, школы №1208, школы №1430, гимназии №1506, школы №1468, гимназии №201 (2 команды), школы №2109, лицея №1574, гимназии №1811, лицея №1524 (2 команды), школы №2036, гимназии №1595, школы №1950, гимназии №1539.
Целью проведения данных мероприятий являлось стимулирование у обучающихся устойчивого интереса к изучению математики; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
А вот что говорили участники (дети и учителя) по итогам игр:
- В конце ноября в нашем лицее проводилось мероприятие, связанное с финансовой грамотностью. Этот впечатляющий проект мне очень понравился. Хоть некоторые задания по первому прочтению были немного сложны, в них можно было разобраться. Мы составили свой собственный бизнес-план. Отмечу, что все были увлечены процессом и работали с интересом, что редко бывает в наше время. В целом эта деловая игра многому научила людей. Мне очень понравилось!
- Игра очень увлекла детей. Все они с огромным удовольствием погрузились в атмосферу расчетов. Для детей это был полезный опыт работы как с математикой, так и с ландшафтным дизайном. Игра показала детям, что если расчеты сделаны аккуратно и правильно, любая задача становится решаемой. Работа в команде помогла сплочению коллектива, ребята работали как единый организм, каждый взял на себя ту роль (задачу), с которой он хорошо справляется.
- Мне игра очень понравилась. Я узнал много нового и интересного. В который раз убедился, что знать математику полезно, она пригодится в жизни при решении практических задач.
Задачи реализации игры:
- создание в процессе деловой игры условий для развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся;
- обеспечение в процессе деловой игры условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных решений на протяжении всей жизни;
- создание условий для развития умений и навыков социального взаимодействия и общения, коллективной мыслительной и практической работы, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
- создание условий для работы с одаренными обучающимися и развитие их творческого потенциала;
- создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
- создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- создание условий для практического применения полученных знаний и математического моделирования через игровые ситуации.
Ведь, как говорил Конфуций, учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.