В рамках проекта понятие «технология профессионально ориентированного обучения» трактуется как совокупность операций, приемов по проектированию, организации и проведению образовательного процесса, направленного на построение индивидуальной профессионально-образовательной траектории обучающегося и его осознанное профессиональное самоопределение.
Определены методологические подходы, основанные на:
- признании уникальности личности каждого обучающегося;
- развитии этических и нравственных норм будущего работника;
- формировании основ профессиональной деятельности путем профессионального погружения;
- выборе форм и методов, основанных на реальных связях и отношениях, возникающих в процессе трудовой деятельности при решении конкретных производственных задач.
Одним из предметов, обеспечивающих формирование культуры труда, является технология. В рамках проекта выстроена программа предмета «Технология», которая направлена на формирование мировоззрения в профессиональной области посредством технологии профессионального погружения. Программа разбита на четыре крупных блока по основным направлениям подготовки обучающихся: индустрия питания и обслуживания; сфера услуг и торговля; техническое и экономическое. Обучающиеся посредством технологии профессионального погружения пробуют себя в разных профессиональных сферах с обязательным выходом на диагностику своих профессиональных предпочтений и интересов, чтобы утвердиться в дальнейшем в правильности профессионального выбора.
Организация профильного обучения (9-11-е классы) выстроена по трем направлениям согласно укрупненным группам специальностей: экономика и управление, промышленная экология и биотехнологии и машиностроение. Обучающиеся могут также освоить отдельные программы профессионального обучения в рамках реализации поэтапной системы профессионально ориентированного обучения:
1. Подготовительный этап: виртуальная (или реальная) экскурсия на производство, экскурс в профессию, перспективы и возможности профессионального роста.
2. Содержательный этап: использование образовательного портала с возможным применением дистанционных технологий, публичная демонстрация полученных практических навыков, создание интернет-вкладки на официальном сайте «Сделано в МОК им. В.Талалихина» с представлением фото- или видеоматериалов лучших работ.
3. Итоговый этап: сдача квалификационного экзамена независимой комиссии в составе ведущих специалистов-производственников.
Комплексный подход к формированию устойчивой профессионально ориентированной позиции обучающегося комплекса посредством реализации технологии профессионального погружения дает реальную возможность выстраивать индивидуальную профессионально-образовательную траекторию для каждого обучающегося. Кроме того, предлагаемая модель профессионального самоопределения детей и молодежи через технологию профессионально ориентированного обучения может быть использована для апробации в Юго-Восточном округе Москвы и распространена на систему образования столичного региона.

Светлана МАЛЬГИНА, руководитель методической службы Московского образовательного комплекса имени Виктора Талалихина, кандидат педагогических наук