Объединение образовательных ресурсов МОК имени В.Талалихина и потенциала других образовательных организаций столицы создало условия, которые смогли обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся в рамках организации предпрофильной подготовки. Основой для этого стали реализуемые проекты «Профессиональное обучение без границ», «Сетевое обучение в рамках реализации предмета «Технология», инициированные Департаментом образования города Москвы.
Важную роль в этом вопросе играет система дополнительного образования, ориентированная на практическую деятельность учащихся по различным направлениям, позволяющая им самим определить свои возможности и перспективы будущего профессионального роста. Именно погружение в дополнительные общеобразовательные программы различного уровня и направленности дает возможность учащимся попробовать свои силы в новых видах деятельности, почувствовать себя успешными, раскрыть свои сильные стороны, примерить на себя новые роли. Новые ощущения открывают и новые горизонты в самопознании и саморазвитии, что и является краеугольным камнем дальнейшего личностного роста и профессиональной ориентации.
Рассматривая профессиональное самоопределение учащихся не просто как выбор конкретной профессии, а как длительный и многоступенчатый процесс, направленный на развитие личности в целом, мы разработали и реализуем программу «Детский сад - школа - колледж - вуз», в основе которой лежит целенаправленная деятельность по выстраиванию преемственности образовательных программ в аспекте профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей разного возраста. Программа направлена на формирование и развитие устойчивого интереса к различным профессиям, видам профессиональной деятельности у детей дошкольного и начального школьного возраста, развитие элементарных трудовых навыков, получение первичного опыта практико-ориентированной деятельности, осуществление профессиональных проб учащимися основной школы, получение рабочей квалификации и осознанный выбор сферы профессиональной деятельности учащимися старших классов.
Опыт профессиональной подготовки студентов в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования, слушателей по программам профессионального обучения был креативно переработан и использован с учетом возрастных особенностей учащихся 4-8-х классов. В процессе предпрофильной подготовки были задействованы профильные лаборатории и оборудование, которые отвечают современным требованиям развития производства. Расширение сетевого взаимодействия создало дополнительную возможность для осуществления выбора учебных предметов (курсов) для учащихся 4-8-х классов по направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное, технологическое. Привлечение значительного количества вузов, таких как МПГУ, МАИ, МЭИ, РГАУ - МСХА имени К.А.Тимирязева, позволило показать учащимся перспективы их профессионального и личностного роста, спланировать индивидуальные образовательные и профессиональные траектории развития, выявить проблемы в усвоении отдельных предметов, осознанно подойти к выбору элективных курсов и многое другое. Предпрофильная подготовка учащихся позволила по-новому взглянуть на профессиональную составляющую педагога: он обязан быть не только специалистом-предметником высокого уровня, но быть компетентен в вопросах профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся основной школы.
В условиях МОК имени Виктора Талалихина предпрофильная подготовка учащихся реализуется комплексно, поэтапно: предпрофильная подготовка дошкольников и младших школьников, в основе которой лежит формирование и развитие устойчивого интереса к различным сферам профессиональной деятельности человека, развитие практических навыков, двигательной и ручной умелости, творческих способностей; профильная подготовка, направленная на установление взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическими умениями, осуществление профессиональных проб, построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения.

Ирина АТРОЩЕНКО, заместитель директора Московского образовательного комплекса
им. Виктора Талалихина, кандидат педагогических наук;
Валентина МЕЛЬНИКОВА, методист Московского образовательного комплекса им. Виктора Талалихина