Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты.

Макс Планк

Нестандартно построенные уроки
Главная задача - научить ребенка учиться, самому добывать необходимые знания, объективно оценивая собственный потенциал. Это связано прежде всего с тем, что образование сегодня направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.
Так, в 10-м классе мы провели урок по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в виде современного ток-шоу «Пусть говорят». На уроке был поставлен проблемный вопрос: «Катерина Львовна Измайлова - преступница, достойная наказания, или жертва своей безумной страсти?» Учащиеся по своему усмотрению выбрали для себя определенные роли: кто-то был прокурором, кто-то - адвокатом, кто-то - психологом. В ходе урока развернулась дискуссия, где все могли высказать свою точку зрения, дети были настроены на диалог, общение, старались понять, чем же оказалась любовь для героини очерка Лескова. Построенный таким образом урок помогает выявить особенности каждого ребенка, понять его жизненную позицию, развивает речь, позволяет нестандартно мыслить.
В классе с углубленным изучением гуманитарных наук мы решили провести интегрированный урок (литература + английский язык) по теме «Лингвостилистические способы передачи основного смысла романа Х.Ли «Убить пересмешника». Учащиеся пробовали себя в роли сотрудников лингвостилистической лаборатории, то есть занимались научным исследованием: через анализ текста, исследование средств художественной выразительности, изучение синтаксических особенностей пытались прийти к пониманию основной проблемы произведения. В ходе урока у нас появилась возможность сравнить оригинальный текст и его перевод, процитировать на двух языках такие замечательные слова: «Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему идешь до конца», «Чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой». Данное занятие позволило детям не только рассуждать об очень важных нравственных проблемах, но и выявило уровень их познаний в области как русского, так и английского языка, помогло в подготовке к олимпиаде по литературе. Когда нужно было сравнить произведения отечественной и зарубежной классики, Елизавета Бобровская на региональном этапе ВОШ по литературе обратилась к роману Харпер Ли.
Уроки внеклассного чтения
Они расширяют кругозор учеников, их представление о литературе. Мы стараемся также показывать художественные фильмы по изученным темам, фильмы, которые бы заставили детей задуматься над существующими проблемами. Это во многом помогает понять, осмыслить программную литературу. Например, очерк Б.Зайцева «Житие Сергия Радонежского» мы сравнивали с повестью Л.Толстого «Отец Сергий», вели разговор о людях, посвятивших себя Богу. Отвечали на вопросы: почему они выбрали этот путь, какая истина им открылась? А потом посмотрели фильм современного режиссера Павла Лунгина «Остров» на эту же тему. Дети, конечно же, долго были под впечатлением от увиденного, размышляли о природе грехов человеческих, делали выводы о том, что за любое (пусть даже небольшое) преступление придется потом расплачиваться. Нам кажется, что не только с точки зрения литературы, но и с точки зрения воспитательной наша беседа, просмотр фильма были небесполезны. К тому же современное, сегодняшнее изображение, решение этой проблемы детям ближе, понятнее, а следовательно, этот подход («времен связующая нить») не что иное, как помощь в освоении классической литературы, формирование нового взгляда на нее.
Важно, что это пригодилось восьмиклассникам впоследствии. Когда нужно было писать конкурсное сочинение по творчеству Л.Толстого, Люляева Дарья выбрала «Отца Сергия», связав анализ этого произведения с древнерусской литературой и современным кинематографом.
Подобные уроки помогают детям лучше ориентироваться не только в области литературы, они направлены на формирование у учащихся собственного мнения, своей точки зрения, а это, по нашему мнению, необходимо современному человеку, если он хочет стать успешным, ведь «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» (из Концепции модернизации российского образования).

Проектная и исследовательская деятельность
Темы проектных работ учащиеся выбирают самостоятельно, они могут касаться тем школьной программы, например «Александр Николаевич Островский и русский драматический театр», а могут выходить за ее рамки, например «Произведения художественной литературы и мюзиклы» или «Эволюция эстрадной поэзии второй половины XX - начала XXI века».
В ходе исследовательской работы мы создаем электронные пособия, которые тоже могут использоваться на уроках. Это, например, видеофильмы «Путешествие в мир японской поэзии хокку», «Мир людей глазами животных».
Некоторые учащиеся с удовольствием берутся за исследования в области русского языка. Например, нам кажется, интересной и познавательной получилась работа «Родного языка чужие погремушки».
Однако большинство проектов все-таки связаны с литературой: «Библейские мотивы в творчестве А.С.Кушнера», «Смысл названия романа Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер», «Утопия или антиутопия? Что выбирает современный читатель?», «Как не утопить себя в ненависти и боли (по роману Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик»)», «Тема экстремизма среди молодежи в романе Захара Прилепина «Cанькя».
Темы работ достаточно разнообразны, многие связаны с современными, еще не до конца изученными произведениями отечественной литературы, что позволяет нам выступать с этими проектами на различных окружных и городских конференциях. Так, например, мы являемся постоянными участниками конференции «Ярмарка идей МФЮА», «Человек и общество», «Технорама на Юго-Востоке», были призерами конференций «Путь поколений», «Юные таланты Московии», «Открытие».
Проект «Остап Бендер как прототип современного делового человека» очень пригодился одному из авторов, когда на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 11-м классе нужно было рассказать о литературном герое, который был бы похож на Чичикова. Мария Кондрашева выбрала Остапа Бендера, такого же авантюриста, как и герой Н.В.Гоголя, говорила, что в обоих произведениях есть черты плутовского романа. В итоге стала призером.

Внеурочная деятельность
Литературные гостиные, театральные постановки, литературно-художественные композиции. Детям нравится общение. Они хотят участвовать в спектаклях, играть на сцене, с интересом обсуждают наши предложения. Так, с учащимися 7-х классов мы с преподавателями гимназии поставили композицию «Литература и история. Век XVI - век XXI», где рассказали об эпохе Ивана Грозного, об опричнине, использовали «Песню про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова и роман А.К.Толстого «Князь Серебряный», а также, чтобы заинтересовать зрителей, обратились к классике отечественного кинематографа - фильму «Иван Васильевич меняет профессию», проинсценировав отдельные эпизоды, сами сочинили шуточное стихотворение об учениках гимназии, русские народные танцы стилизовали под современные. Получилось здорово!
Визитной карточкой гимназии давно уже стали ежегодные балы, в которых принимают участие старшие классы. Это всегда очень качественно подготовленные мероприятия, яркие и эффектные. Танцевальные номера перемежаются с музыкальными, используется театрализация. Балы бывают классические (Лермонтовский, Ломоносовский), а бывают и несколько нестандартные, оригинальные. С учащимися 9-х классов мы ставили «Венецианский бал-маскарад» с традиционными для этого жанра масками Арлекино, Коломбины, Пьеро. Переносились в средневековую Италию, танцевали под музыку популярных современных хитов. Абсолютно все дети хотели участвовать в этом шоу, хотели играть и танцевать, а мы, преподаватели, узнали много нового о своих учениках, об их нереализованных талантах. С учащимися 10-х классов мы поставили «Бал Победы», где использовали прием оживших фотографий. Помимо музыки и танцев той эпохи мы опирались на поэзию А.Ахматовой, Б.Окуджавы. Получилось очень трогательно, зрители плакали, а ребята с удовольствием повторили эту композицию через год на межрайонном фестивале.
Учащиеся нашей гимназии являются постоянными участниками творческих конкурсов, пробуют себя в роли сочинителей, добиваются успехов в олимпиадном движении. А мы, преподаватели, помогаем им во всем: направляем и организовываем их работу, консультируем по всем возникающим вопросам. Результатом подобной совместной деятельности можно считать успешные выступления учеников гимназии на конкурсах чтецов, призовые места в конкурсах «Волшебное слово», «Кастальский ключик», в различных турах ВОШ по литературе и русскому языку, в олимпиаде «Не прервется связь поколений».

Экскурсионная программа
Однако для развития творческого потенциала учащихся, для повышения их мотивации, для создания ситуации успеха нельзя ограничиваться только рамками учебного учреждения, поэтому мы путешествуем. Начиная с 5-го класса мы с детьми выезжаем за пределы Москвы, знакомимся с новыми интересными местами. Побывали в Мышкине, в Ярославле, съездили к Бабе-яге на Кукобой. Результатом одной из этих поездок стал проект «Диалекты кацкарей» (кацкари - малая этническая народность со своим, кацким, языком), с которым потом дети выступали на различных городских конференциях. Поездки наши бывают связаны с патриотическим воспитанием, например, посещение Минска, Брестской крепости, Хатыни еще раз напомнило учащимся об ужасах Великой Отечественной. Бывают у нас поездки и по литературно-историческим местам. Это поездка в Михайловское, в Псков, в Новгород, на Валдай (результатом явился проект «Колокольный звон в русской поэзии»), в Санкт-Петербург, где учащиеся прошли путем Раскольникова, узнали больше о жизни и творчестве А.С.Пушкина, А.Ахматовой.
Очень активны родители в организации досуга детей. Они охотно идут в походы со своими классами, организовывают выездные мероприятия, участвуют в различных школьных и городских конкурсах. И самое главное в этой работе - то, что дети видят, насколько заинтересованы родители в их успехе, как они стараются помочь своему ребенку. Именно такое отношение к судьбе каждого ученика служит предпосылкой его будущей успешности, создает атмосферу сотрудничества гимназии, родителей и самого учащегося.
А отсюда и высокие результаты наших выпускников на ЕГЭ (Мария Кондрашева, Лилия Вересович, Василий Артамонов, Мария Завражнова, Анна Дрягина сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов), призовые места на олимпиадах различных уровней (Мария Стрыгина, Мария Кондрашева, Лилия Вересович, Мария Колесникова, Анастасия Цой, Мария Чиркович - призеры регионального этапа ВОШ по литературе и русскому языку; Мария Колесникова, Нина Волкова - призеры олимпиады «Не прервется связь поколений») и как итог поступление их в ведущие вузы столицы (МГИМО, МГУ, ВШЭ).
Подобные результаты позволяют нам с уверенностью сказать: наших выпускников можно назвать успешными молодыми людьми, которые благодаря всем созданным в нашей гимназии и в семье условиям на пороге взрослой жизни осознают себя состоявшимися, готовыми к ней. Они осознанно и ответственно подходят к выбору профессии и вуза, в котором будут эту профессию постигать, они комфортно чувствуют себя во внешнем мире и умеют с ним взаимодействовать. Это придает им уверенности в завтрашнем дне, а значит, мы, педагоги, справились со своей задачей.

Ольга ЖИЗНЕВСКАЯ,
Марина МАЛЯРОВА,
преподаватели русского языка и литературы гимназии №1562 имени Артема Боровика