Но у профилизации есть и обратная сторона: зачастую при таком подходе особое внимание уделяется лишь профильным дисциплинам в ущерб всем остальным, что влечет за собой излишнюю дифференциацию обучения, ограниченное развитие обучающихся и невозможность выйти за узкие рамки изучения отдельных предметов, в случае если выпускник примет решение сменить профиль. Поэтому недостаточно вооружить школьников знаниями и привить интерес к тому или иному предмету. В настоящее время перед школой стоит задача воспитать личность, способную к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, умеющую ориентироваться в нашем быстро меняющемся мире и решать проблемы в различных жизненных ситуациях.
Широкие возможности в формировании такой личности имеет интеграционное междисциплинарное пространство, которое органически связывает обучение с жизнью, дает целостное представление о мире и его законах.
Сегодня уже не редкость, когда при изучении одного понятия, темы или явления учителя прибегают к интегрированным урокам, с тем чтобы углубить понимание материала, уточнить понятия и законы, изменить аспект рассмотрения вопроса, преодолеть разрыв между теорией и личным опытом учащихся, обобщить и систематизировать изученный материал.
Преимущества интеграции очевидны: она позволяет научить ученика самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, пробуждает интерес к учению, снимает перегрузку, экономит учебное время, формирует целостную научную картину мира, наконец, демонстрирует обучающимся образец продуктивного взаимодействия педагогов в поисках решения проблем.
Традиционно в школе проводятся интегрированные уроки в процессе изучения либо естественно-научных, либо гуманитарных дисциплин. Такой подход действительно позволяет выйти за рамки одного предмета, облегчает процесс познания, но не исчерпывает всех возможностей и преимуществ междисциплинарной интеграционной деятельности. Максимальную эффективность могут иметь только те уроки, которые охватывают весь круг изучаемых предметов.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины: физику, математику и химию; информатику и математику; литературу и географию; литературу и историю; физику, русский язык и литературу, о чем свидетельствует большой опыт проведения интегрированных уроков в нашей гимназии. Именно на таких уроках развиваются метапредметные компетенции, формируются универсальные способы деятельности, применимые как при изучении разных учебных предметов, так и в реальной жизни.
К числу необходимых метапредметных компетенций относится читательская грамотность - важнейшее средство овладения разными науками, надежный критерий школьной успеваемости и качества образования. Именно поэтому с 2000 года Россия принимает участие в крупнейшей международной программе по оценке функциональной грамотности учащихся PISA, цель которой - определить, могут ли пятнадцатилетние учащиеся, получившие основное общее образование, применять полученные теоретические знания и навыки в области чтения, математики, естествознания в жизни. Последнее международное исследование PISA проводилось в 2015 году в 65 ведущих странах мира. Кроме того, в Москве ежегодно проводятся региональные исследования уровня читательской грамотности по стандартам PISA, где восьмиклассники и девятиклассники нашей гимназии демонстрируют высокую результативность (более 80 процентов качества).
Достичь высоких результатов нам удалось благодаря продуманному подходу к формированию читательских умений не только учителей-словесников, но и совокупными усилиями учителей всех предметов. Такое взаимодействие стало возможным вследствие внедрения технологии интеграции в учебный процесс.
Исходя из определения читательской грамотности, которая подразумевает способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, читать, для того чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни (по определению PISA), основное внимание на интегрированных уроках мы уделили работе с текстами. Текстовая деятельность сама по себе междисциплинарна, так как является содержательным механизмом общения, включает в себя действия создания, восприятия и интерпретации текстов любого типа из любых предметных областей.
Речь идет не только о художественных текстах, с которыми учащиеся работают на уроках русского языка и литературы. Интеграционное пространство метапредметного содержания школьного образования включает преимущественно учебно-научные тексты школьных учебников. Именно они представляют особую трудность для восприятия, так как содержат большое количество новых слов - терминов, непонятных смыслов и носят абстрактный характер.
Понимание любого текста, а особенно учебно-научного текста, - сложный процесс. Начальным этапом понимания текста является определение значений слов применительно к читаемому контексту, а также осознание его синтаксической структуры. Поэтому очень важно, чтобы в читаемом тексте школьникам было понятно лексическое значение всех слов. В первую очередь это касается терминов. Для этой цели полезна работа с толковыми словарями, со словарями иностранных слов. В некоторых ситуациях научное определение очень громоздкое, довольно сложное для восприятия, определение же, взятое из Толкового словаря, формирует общее представление о предмете.
Кроме того, школьникам всегда интересно знать, почему тот или иной предмет называется именно так, а не иначе. Объяснение происхождения слова мы можем найти в этимологическом словаре. Знакомство с этимологией научного определения позволяет объяснить и написание слова, что важно, например, при проведении терминологических диктантов на уроках физики, химии, биологии, математики.
Критериями оценки понимания текста выступают различные способы последующего воспроизведения воспринятого текста: пересказ, развернутый письменный или устный ответ на проблемный вопрос, в ходе которого вскрываются различные стороны предмета и выявляются разнообразные связи его с другими предметами, явлениями реального мира.
Учитель должен показать школьникам возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности, поэтому целесообразно предлагать учащимся помимо учебно-научных текстов тексты публицистического или художественного стиля, где по-новому осмысливается предмет или явление, наполняется духовным содержанием.
Таким образом, интеграция естественно-научных дисциплин со словесностью не только дает возможность использовать их содержание в достижении предметных результатов, но и создает условия развития ключевых компетенций и качеств нравственной личности в процессе образовательной деятельности.

Светлана ТРОИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы гимназии №1562