Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Также малыш учится управлять интонацией.
К 8-му месяцу ребенок произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Это проявление речи называется лепетом. Если ребенок произносит один слог, к примеру ма или ба, - это уже тревожный звоночек.
К году малыш подражает звукам речи взрослых. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: мама, баба.
Обратите внимание: слово «мама» звучит на всех языках одинаково. Это объясняется тем, что м - первый губной звук, который произносят лепечущие дети. П и б тоже губные звуки, для их произнесения не нужны ни губы, ни язык. Они самые простые для детей по своим артикуляционно-фонетическим характеристикам. Отсюда и получаются «слова», произносимые ребенком неосознанно: мама, папа, баба - смысл добавили за них взрослые.
Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.
Стоит волноваться и бить тревогу, если ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?». В активе только мама, папа, би-би, да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, фразовая речь отсутствует, например: «Дай пить», два слова связаны - это уже фраза. К трем годам фраза должна уже быть сформирована и словарный запас около 1 тысячи слов.
Прежде всего необходимо:
- обследовать слух ребенка,
- обследовать зрение,
- обратиться к психоневрологу, возможно, он назначит препараты, стимулирующие развитие головного мозга;
- проконсультироваться с психологом.
Не следует думать, что ребенок ленится или не хочет говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости.
В 3-4 года дети с нормально развивающейся речью употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол - по родам и временам, числам и лицам. Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков.
4-5 лет. Развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные.
5 лет. Дети умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Почти все недостатки произношения исчезают. Запас слов около 2500.
Правильное звукопроизношение в норме формируется к 5 годам. Потому что созревает фонематический слух. Фонематический слух - это умение слышать звуки родного языка. До пяти лет дефектные звуки в детской речи являются физиологической нормой.
Звуки родной речи ставятся от 5 до 7 лет. Логопед показывает правильную постановку языка при каждом дефектном звуке, подбирает специальные артикуляционные упражнения для каждого ребенка индивидуально, учит слышать звуки.
Старше 7 лет вырабатывается стереотип на неправильное звукопроизношение, и даже если мы добьемся правильного изолированного звукопроизношения, трудно будет звук автоматизировать и ввести в речь, так как ребенок уже привык говорить неправильно.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два-три года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Кроме того, у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы:
- низкое развитие мелкой моторики;
- сниженный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия;
- более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков речевого развития.
Все эти нарушения требуют тщательного подбора методов коррекционной работы, которые может подсказать только логопед - специалист по работе с нарушениями речи.

Светлана Князева
учитель-логопед ГБОУ школы № 2087 "Открытие"