Практически все знают, что повышение зарплаты не влияет на качество образования школьников. Данный факт описан в теории мотивации Ф.Герцберга. Зарплата является кратковременным мотиватором, а по сути является системой жизнеобеспечения человека. Поэтому увязывание роста заработной платы с качеством образования (стимулирующие выплаты) бессмысленно. Каждая школа самостоятельно решает, за что поощрить педагога. Так, для нашей гимназии наиболее существенным фактором является участие гимназистов в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Среди учащихся есть победители и призеры Всероссийской олимпиады и международных конкурсов, в чем немалая заслуга педагогов, подготовивших их. Квалификация педагога является единственным фактором, реально определяющим успешность процесса обучения.

Все сказанное позволяет утверждать: эффективное расходование финансовых ресурсов однозначно предполагает вкладывание денег прежде всего в учителя, то есть в систематическое повышение его квалификации, в создание условий для его профессионального роста. Так, в связи с введением ФГОС ООО с сентября 2015 года в городе были сформированы экспериментальные площадки, отрабатывающие различные аспекты данного процесса. Наша гимназия стала одной из них. Чтобы эффективно запустить этот процесс, мы создали проект, включающий финансовый раздел. Что же стало приоритетом в расходовании средств гимназии?

В первую очередь это профессиональное обучение педагогов. На сегодняшний момент все наши педагоги прошли обучение по ФГОС ООО. Причем мы использовали возможности не только нашего города, но и страны в целом. Так, несколько педагогов прошли обучение в Москве по технологии междисциплинарного обучения, с которым познакомились на конференции в Екатеринбурге.

Существенную помощь в этой работе оказывает Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (АППО). Благодаря содействию академии мы смогли организовать курсы для учителей прямо в стенах гимназии. Продуманная систематическая работа по подготовке кадров к введению ФГОС ООО позволяет нам предложить свои возможности АППО как стажировочной площадки. Вторая проблема, с которой мы столкнулись, это создание условий для введения ФГОС, в том числе и материально-технических. За два года мы полностью оборудовали все учебные кабинеты в соответствии со стандартом, прибрели учебники нового поколения, предварительно апробировав их по договору с издательствами. Безусловно, мы не забываем и об эстетическом и санитарно-гигиеническом виде учебных кабинетов и здания в целом.

А теперь вернемся к вопросу - откуда взять деньги на описанные процессы. Ведь, к сожалению, финансово обеспеченных проектов по реализации ФГОС ООО пока не было.

В начале статьи я говорила о том, что финансирование ОУ идет из разных источников. Таких основных источников в нашей гимназии два: это бюджетные средства и доходы, полученные от реализации платных образовательных услуг. Эффективное расходование финансовых средств предполагает два основных параметра: стратегия развития ОУ и контроль за расходованием средств. Конечно, многие из директоров могут сказать, что в процессе деятельности всегда образуются «черные дыры», поглощающие деньги вне плана. Безусловно, такие ситуации не редкость. Однако в плане можно предвидеть расходы так называемой статьи «резерв». Огромную роль в контроле за расходованием средств играет грамотная команда бухгалтеров. И здесь я отдаю предпочтение бухгалтерам школ, которые находятся в ежеминутном контакте с руководителями, своевременно реагируют на правильность использования средств ОУ. Вырастить грамотного бухгалтера такая же задача руководителя ОУ, как создать высокопрофессиональный коллектив педагогов. Насколько легче и эффективнее становится финансовый контроль при наличии бухгалтерии в школе, знает каждый директор, работающий в данном режиме.

Немаловажная роль в контроле за эффективным расходованием финансовых средств отводится попечительским советам, которые сейчас действуют практически в каждом ОУ. Поэтому детально я не буду останавливаться на этом вопросе. Хотя следует отметить, что во всех случаях создание попечительского совета - эффективный, но не единственный способ привлечения финансовых средств для функционирования и развития школ.

Сегодня понятно, эффективное расходование финансовых ресурсов однозначно предполагает необходимость вкладывания денег прежде всего в учителя, то есть в систематическое повышение его профессиональной квалификации, в создание условий для его профессионального роста, защиту его социальных гарантий, повышение заработной платы.

Глава I. Экономический анализ в управлении ОУ

Экономический анализ хозяйственной деятельности - это изучение издержек и экономических выгод настоящей и будущей деятельности. Многие ученые-экономисты и теоретики менеджмента считают экономический анализ важнейшей функцией управления, обеспечивающей эффективность деятельности предприятия.

Известные в Европе ученые-экономисты Й.Ворст и П.Ревентлоу трактуют понятие «экономика предприятия» как «экономическое управление». Основное содержание экономического управления в таком случае представляется в виде замкнутой цепи (см. схему 1).

Решения являются результатом целенаправленных процессов.

Составление бюджетов представляет собой планирование предполагаемой хозяйственной деятельности на определенный период времени в стоимостном выражении. На современном этапе таким документом является план финансово-хозяйственной деятельности. Бюджет - это описание ожидаемых экономических результатов такой деятельности. При осуществлении хозяйственной деятельности регистрируются фактические экономические результаты.

На основе этого по итогам данного периода времени разрабатывается отчет, который подвергается контролю - проверке путем сравнения указанных в нем показателей с бюджетом, составленным на данный период времени.

Бюджетный контроль - это сравнение показателей бюджета и отчета за соответствующий период времени. Выявленные отклонения тщательно изучаются с целью выяснения причин отклонения. Таким образом закладывается основа для принятия новых решений, чем и обусловлена замкнутость цепи, описывающей данный процесс.


Процесс принятия экономически целенаправленного решения

Рассмотрим, что происходит в процессе принятия экономически целенаправленного решения (см. схему 2).

Как следует из рисунка, первоначально принимаются решения.

На стадии анализа рассматриваются экономические условия, существующие в образовательном учреждении и вне его.

На основе анализа формируются альтернативные задачи, в соответствии с которыми формируются конкретные предложения. Экономические результаты каждого предложения описываются путем составления так называемого альтернативного расчета, то есть приведения экономических результатов, ожидаемых от различных вариантов последующих хозяйственных действий. На основе альтернативных расчетов становится возможным принятие решений, адекватных поставленным экономическим задачам.

Пример. Гимназия осуществляет обучение детей с 5‑го по 11‑й класс. В ходе деятельности был изучен спрос на качественные образовательные услуги в городе. Наметились две тенденции: родители учащихся хотят обеспечить своим детям высокое качество образования; и, получая это образование, дети должны находиться в современных комфортных условиях.

Основываясь на этом анализе, зам. директора по УВР предлагает направить 2 млн рублей на усовершенствование материально-технической базы. Директор предлагает разделить эту сумму: 1 млн руб. направить на улучшение материально-технической базы, 1 млн руб. - на повышение квалификации педагогов и организацию их участия в различных профессиональных конкурсах с публикацией опыта. Таким образом, предлагается два варианта действий, то есть постановка альтернативных задач.

Созданная для реализации проекта коман­да дает описание и анализ результатов, ожидаемых от каждого варианта.

На основе анализа и с учетом целей и задач руководство гимназии получает возможность выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий целям ОУ, и принять определенное решение.

В заключение приведу определение понятия «экономическое управление» по Й.Ворсту и П.Ревентлоу: «Под экономическим управлением понимается текущее внутрифирменное планирование - составление бюджета и контроль за итогами хозяйственной деятельности - бюджетный контроль. Экономическое управление строится на ряде экономически целенаправленных решений, в свою очередь опирающихся на анализ и расчеты» (1).

Это определение показывает, сколь велика роль экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении ОУ. Но, как бы ни хотелось экономистам, чтобы все решения в области экономики ОУ основывались на результатах экономического анализа, иногда это бывает невозможно в силу природы процесса принятия управленческих решений; в тех же случаях, когда возможность применения анализа существует, его методика и результаты должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к анализу современный менеджер. И в сегодняшней реальности экономический анализ становится одной из основных черт работы руководителя ОУ, так как от его грамотной организации зависит результат образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному становлению личности, воспитанию современного конкурентоспособного человека.



Глава II. Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных учреждений

Государственный бюджет - один из важнейших элементов финансовой системы государства. С помощью бюджета происходит централизация финансовых средств государства и их перераспределение на необходимые цели.

Федеральный закон №83‑ФЗ является ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. №1101‑р.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ и ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» государственным (муниципальным) учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Преобразованные бюджетные учреждения получают относительную самостоятельность при решении вопросов использования полученных в установленном порядке средств от учредителя, а также средств от приносящей доход деятельности. Кроме того, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться находящимся у него имуществом. Исключение составляет недвижимое имущество, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником.

Бюджетные учреждения получают государственные задания и соответственно под их выполнение - субсидии от учредителя. Отказаться от выполнения задания бюджетное учреждение не вправе.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В процессе бюджетного планирования при соответствующих расчетах в обязательном порядке учитываются нормы и нормативы финансовых затрат на единицу представляемых государственных услуг. При составлении проекта бюджета выделение средств определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг.

Отличительными особенностями реализации финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга являются основания для расчета субсидий и период представления и утверждения нормативов финансовых затрат (постановление правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 г. №63).

Бюджетный кодекс предусматривает выделение следующих субсидий:

- субсидия на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием (ст. 78.1 БК РФ) - выделяется в обязательном порядке. Направление расходов определяется в плане финансово-хозяйственной деятельности. Требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности отражены в приказе Министерства финансов от 28.07.2010 г. №81н;

- субсидия на иные цели (абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ) - выделяется на цели, определенные органом, предоставляющим субсидию.

- бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 6, ч. 5 ст. 79 БК РФ) - в форме капитальных вложений в основные средства учреждений.

Изменение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания возможно только при изменении задания.

Перевод бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания в форме субсидии в Санкт-Петербурге осуществляется на основании закона Санкт-Петербурга от 28.12.2010 г. №717‑170. Этим документом установлены: формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений; порядок и направления использования бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга доходов от сдачи в аренду имущества, средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц. Еще одна особенность бюджетных учреждений Санкт-Петербурга - должностные оклады работников, оказывающих платные услуги в бюджетных учреждениях, устанавливаются в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 г. №531‑74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».

Средства бюджетных учреждений по-прежнему размещаются на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации. При использовании полученных в виде субсидий или в рамках приносящей доход деятельности средств предусматривается полная самостоятельность бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения приобретают широчайшие полномочия по расходованию находящихся в их распоряжении средств (но с соблюдением положений Федерального закона №94‑ФЗ). Исчезает контроль на стадии передвижек внутри. Это дает возможность свободы принятия решения руководителю.

Федеральным законом №83‑ФЗ предусмотрены механизмы контроля бюджетных учреждений. В частности, предусматривается составление отчета о результатах деятельности. В целях обеспечения открытости и доступности документов учреждение предоставляет соответствующую информацию на специально созданном официальном сайте в сети Интернет (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона №7‑ФЗ). Также предусмотрена и персональная ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения (при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей допустимые значения). Кроме этого, руководитель несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований.

Бюджетные учреждения являются плательщиками налогов в общеустановленном порядке. Однако в рамках реформирования бюджетной сферы предусмотрено предоставление отдельных льгот по уплате налогов:

- безвозмездная передача основных средств не облагается НДС (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ);

- имущество, полученное государственными (муниципальными) учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, не относится к доходам, облагаемым налогом на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- средства в виде субсидий бюджетным учреждениям признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с нововведениями Закона №83‑ФЗ финансовое положение бюджетных учреждений меняется и во многом имеет те же особенности, что и финансовое положение автономных учреждений. Однако риски в связи с возможной потерей платежеспособности гораздо ниже. Это связано с тем, что бюджетные учреждения обслуживаются через лицевые счета в казначействе и списать денежные средства со счетов (по решению судебных органов) затруднительно. Кроме того, обслуживание в казначействе позволяет избежать риска, связанного с банкротством кредитной организации. Обязанность применения процедур Закона №94‑ФЗ останавливает поставщиков перед необоснованными требованиями предоплаты более 30%. Хотя, с другой стороны, процедуры размещения заказа на поставки для государственных нужд очень часто затрудняют оперативную, быструю деятельность учреждений.



Глава III. Политика образовательного учреждения

Результатом реформирования бюджетной сферы стал тот факт, что сегодня все бюджетные учреждения разделены на казенные, бюджетные или автономные.

Причем бюджетные учреждения нового типа, по сравнению со своими предшественниками, обладают большими правами.

Вместе с тем «самостоятельность» бюджетного учреждения не освобождает его от обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, что в свою очередь влечет необходимость принятия и утверждения учетной политики учреждения.

Ранее среди бухгалтеров зачастую можно было услышать мнение о том, что бюджетным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в рамках бюджетной сметы, незачем формировать учетную политику, ведь основные ее элементы устанавливались на уровне распорядителя бюджетных средств на основании бюджетной инструкции. При этом и нормативные документы Минфина Российской Федерации не содержали прямого указания на то, что бюджетные учреждения должны были формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. Обязанность бюджетного учреждения по формированию своего стандарта учета вытекает уже из норм нового закона.

Сфера применения Закона №402‑ФЗ распространяется на все российские организации независимо от того, в какой сфере они ведут свою деятельность - коммерческой или некоммерческой. А так как бюджетные учреждения представляют собой некоммерческие организации, то, значит, нормы Закона №402‑ФЗ распространяются и на бюджетные учреждения, которые в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет.

При этом Закон №402‑ФЗ несколько меняет и само понятие бухгалтерского учета, под которым с 01.01.2013 г. понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона №402‑ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Причем к объектам бухгалтерского учета Закон №402‑ФЗ относит:

факты хозяйственной жизни экономического субъекта (к фактам хозяйственной жизни относятся сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств);

активы;

обязательства;

источники финансирования его деятельности;

доходы;

расходы;

иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Согласно статье 8 Закона №402‑ФЗ бюджетное учреждение самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.

В отличие от коммерческих компаний, которые в своей учетной политике обязаны утверждать любые формы используемой первичной учетной документации (в том числе унифицированные), бюджетные учреждения в своей учетной политике должны утвердить только самостоятельно разработанные формы учетных документов. Формы самостоятельно разработанных учетных документов целесообразно привести отдельным приложением к учетной политике.

Унифицированные формы первичных документов, которыми с 2011 года пользуются бюджетные организации, утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 г. №173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

В методологическом разделе своей учетной политики бюджетное учреждение должно отразить только те элементы учета, в части которых инструкция №157н, регулирующая ведение бюджетного учета, предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких возможных вариантов учета или не содержит конкретного порядка учета.

Причем в последнем случае бюджетное учреждение должно самостоятельно определить порядок учета и закрепить его в своем нормативном документе.

Так, например, в соответствии с пунктом 108 инструкции №157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учитывая то, что нормативный документ содержит два варианта учета, бюджетное учреждение в своей учетной политике должно закрепить тот вариант, который оно будет использовать в целях ведения учетного процесса. Кроме того, в части учета материальных запасов инструкция №157н позволяет учреждению самостоятельно определять единицу их бухгалтерского учета. Это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и так далее. На основании этого в своей учетной политике учреждение должно указать, что оно понимает под единицей учета материальных запасов. Или другой пример. Инструкция №157н обязывает учреждение присваивать такому виду активов, как основные средства и нематериальные активы, инвентарные номера, но при этом не содержит методики их формирования. Следовательно, в своем учетном документе бюджетное учреждение должно закрепить порядок формирования и присвоения инвентарных номеров указанным активам.

Бюджетные учреждения составляют свою отчетность в соответствии с инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 25.03.2011 г. №33н.

В состав бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения включаются следующие формы отчетов:

- баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);

- справка по консолидируемым расчетам учреждения (форма 0503725);

- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (форма 0503710);

- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737);

- отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738);

- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);

- пояснительная записка к балансу учреждения (форма 0503760);

- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503830).

Бюджетное учреждение обладает правоспособностью юридического лица, а следовательно, оно признается плательщиком налогов и сборов.

Исчислить правильно налоги невозможно без налоговой политики. Учитывая это, бюджетное учреждение должно иметь свою налоговую политику, которая так же, как и бухгалтерская, должна включать в себя организационный раздел и методологический, в котором бюджетное учреждение должно закрепить используемые правила исчисления налогов.

Бюджетные учреждения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными ими в рамках деятельности, приносящей доходы. Такая самостоятельность влечет за собой общий порядок налогообложения их доходов. Следовательно, сегодня бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, определенном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Учитывая это, в своей налоговой политике бюджетные учреждения, как и все иные налогоплательщики, должны закрепить те моменты, в отношении которых глава 25 Налогового кодекса РФ не содержит одновариантных методов учета либо не дает каких-либо четких правил исчисления указанного налога.

При этом следует иметь в виду, что бюджетные учреждения не платят налог на прибыль с полученных и использованных средств целевого финансирования, в качестве которых выступают бюджетные субсидии и гранты.

На это указывают положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в письме Минфина Российской Федерации от 02.08.2012 г. №02‑03‑09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями».

При этом бюджетное учреждение, получающее указанные средства целевого финансирования, обязано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

На основании статьи 284.1 Налогового кодекса РФ организации, бюджетные учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.

Бюджетные учреждения нередко предоставляют в пользование государственное или муниципальное имущество, причем с 2011 года арендная плата зачисляется непосредственно на лицевые счета бюджетных учреждений, в силу чего они самостоятельно платят налоги с доходов, полученных от сдачи в аренду переданного им государственного или муниципального имущества. На это указывают и разъяснения, приведенные в письме Минфина Российской Федерации от 30.05.2012 г. №03‑07‑11/158.

С 01.01.2012 г. выполнение работ (оказание услуг) бюджетным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из соответствующего бюджета, не облагается налогом на добавленную стоимость. На это указывает подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Подтверждают это и чиновники в письме Минфина Российской Федерации от 04.04.2012 г. №03‑07‑07/42.

Поэтому, если у бюджетного учреждения имеются налогооблагаемые операции, то ему необходимо продумать и закрепить в своем налоговом регламенте порядок ведения раздельного учета по НДС.

Несмотря на то, что в действующем бюджетном законодательстве РФ не закреплено и не раскрыто понятие «внутренний контроль», бюджетному учреждению необходимо создать положение о внутреннем контроле. От правильности его составления зависит финансовый порядок в бюджетном учреждении. Внутренний контроль - это процесс управления деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения установленных требований и представления достоверной отчетности. В системе внутреннего контроля задействованы в той или иной степени все сотрудники.



Глава IV. Взаимодействие ЦБ и бухгалтерий ОУ в условиях самостоятельного ведения финансовой и хозяйственной деятельности

Экономика учреждений общего образования РФ на современном этапе определяется процессами реформирования межбюджетных отношений. С 2005 года началась децентрализация системы финансирования учреждений образования, законодательная база которой заложена целым рядом документов, в частности:

- новой редакцией Закона РФ «Об образовании»;

- Федеральным законом от 04.07.03 №95‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

- Федеральным законом от 06.10.03 №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Для осуществления задач, поставленных вышеперечисленными документами, было создано ГУ ЦБ, которое призвано осуществлять плановую, корректирующую и координирующую деятельность среди образовательных учреждений, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно. Такой подход нацелен на всесторонний анализ расходования бюджетных средств, качественную и своевременную отчетность перед государственными органами власти.

Естественно, для того чтобы реализовать поставленные цели и задачи в полном объеме, требуется планомерная работа по созданию собственных бухгалтерий в ОУ, обучение персонала, разработка четкого алгоритма деятельности.

Взаимодействие ГУ ЦБ и бухгалтерий ОУ должно осуществляться на основе договора, определяющего права, обязанности сторон, а также, что очень важно, меру ответственности за принятые решения.

Работа по созданию бухгалтерий ОУ, организации четкого взаимодействия с ГУ ЦБ важна не только для отслеживания бюджетных потоков, но и как деятельность ОУ как юридического лица, позволяющая самостоятельно планировать и своевременно координировать финансовую деятельность учреждения.

Причем четкая и грамотная организация работы бухгалтерии непосредственно в ОУ помогает руководителю в организации образовательной деятельности, позволяя своевременно закрывать «узкие места», поощрять лучших, нести полную ответственность за деятельность своей организации.



Заключение. Рассуждения о состоянии заработной платы учителей в Санкт-Петербурге

Заработная плата учителя обязательно должна быть достойной, точно так же, как и сам учитель должен профессионально и честно выполнять свою работу. Ведь, по сути, учитель формирует будущее общество, закладывая основы любви к Родине, долга, чести.

Сегодня заработная плата учителя складывается из следующих параметров:

- оплата по тарификации (основные учебные часы);

- обязательные надбавки и доплаты из НФЗ (проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и т. д.);

- выплаты стимулирующего характера за качество труда.

Положительные моменты:

- справедливо у всех учителей учитывается коэффициент за образование и педстаж;

- за счет обязательных выплат повышается ответственность за качество выполнения работ (тетради, инновационная деятельность и т. п.);

- средняя заработная плата учителя (при условии работы более чем на одну ставку) соответствует средней по региону.

Недостатки:

- доказанный факт: заработная плата не влияет на качество труда, поэтому стимулирующая часть выполняет роль только пополнения бюджета;

- разница в зарплате учителей с различными категориями мала и не стимулирует их профессионального роста;

- доплата из федерального бюджета за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей для Санкт-Петербурга является номинальной.

Предложения:

1. Внести изменения в закон Санкт-Петербурга «Об оплате…» в части повышения зарплаты с 1 января каждого года. Начальная зарплата за одну ставку должна быть существенно увеличена, тогда не будет необходимости изобретать различные механизмы для ее искусственного повышения.

2. НФЗ в процентном отношении должен быть одинаковым для всех школ.

3. Разделить НФЗ на обязательные выплаты и стимулирующую часть должно само ОУ.

4. За счет экономии финансовых средств ОУ должно самостоятельно выполнять стимулирующий фонд.

5. Критерии стимулирующего фонда должны быть индивидуальными для каждого ОУ и разрабатываться самостоятельно (опыт Москвы).



Список литературы

1. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 г. №256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга».

2. Программа развития деятельности Профессионального союза работников народного образования и науки РФ на 2015‑2020 гг. Утверждена постановлением Центрального совета профсоюза от 10.12.2015 г. №2.

3. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

4. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 г.

5. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2016 г., рег. №84‑с от 15.12.2015 г.

6. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.11.2011 №1620 «О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 №255».

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

8. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика формы. Перевод с датского. - М.: Высшая школа, 1994 г.



Татьяна КАЗЕЕВА, Санкт-Петербург