В территориальном отделении «Соколиная гора» организована логопедическая работа именно с детьми раннего возраста, как с задержкой речевого развития, так и с более тяжелыми отклонениями в развитии. Ведущая форма работы - групповые и подгрупповые занятия в рамках службы ранней помощи для детей с ОВЗ или риском развития от 1,5 лет. Занятия могут проводиться двумя специалистами одновременно: учителем-логопедом и социальным педагогом (или психологом), сопровождающим группу. Каждое занятие состоит из нескольких блоков, идущих в строгом порядке:
Игра-приветствие.
Развитие речи и движения.
Игровой массаж.
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация и т. д.).
Сюжетные игры и игры по правилам.
Сказка.
Игра-прощание.
Любое обучение строится на подражании, и этот навык предстоит формировать у ребенка в первую очередь. На первом (адаптационном) этапе основная задача - организовать игровое пространство и деятельность пары «мама и малыш», сформировать доверительные отношения между педагогом, мамой и ребенком. Каждое занятие неизменно начинается с двух-трех игр-приветствий, одна из которых проводится в течение всего учебного года и является сигналом к началу игрового сеанса.
Фонарик наш огонь зажег,
И собрались мы все
в кружок.
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
Здравствуйте,
здравствуйте, здравствуйте.
Здравствуйте всем говорим.
***
Здравствуй, Маша, наш
дружок.
Звонкий колокольчик
дин-дин-дон (колокольчик передается Маше).
Здравствуй, Тёма, наш
дружок.
Звонкий колокольчик
дин-дин-дон (колокольчик передается Машей Тёме).
В конце каждого занятия поется песенка-прощание, которая означает его завершение. Таким образом очерчиваются временные рамки совместной работы, у детей и родителей вырабатывается четкий алгоритм проведения занятий.
Для налаживания контакта с малышом в случае необходимости используется персонаж-посредник - игрушка, соответствующая теме занятия. Логопед внимательно следит за степенью эмоционального воздействия на ребенка и корректирует его в зависимости от реакции малыша. Игрушечный персонаж здоровается с каждым ребенком, приглашает его в игру, проводит элементы беседы. Постепенно вводятся тактильные игры: малыша можно погладить по ладошке, взять за руку, пощекотать. Таким образом создается комфортная игровая и речевая ситуация, ребенок привыкает доверять педагогам и подражать их действиям.
Адаптация к группе касается не только детей, но и мам и проходит у всех по-разному. Одни сразу включаются в работу, другие некоторое время наблюдают за процессом, третьим трудно дается привыкание к соблюдению общего порядка и правил игры. Обязательным условием работы группы является активное участие мамы, ее заинтересованное и включенное посредничество между педагогом и малышом. Если нам удается в короткое время сделать маму своим союзником, значит, мы на правильном пути.
Первый этап позади: правила работы группы усвоены, алгоритм занятия выработан, эмоциональный контакт с детьми установлен, помещение освоено, мамы привыкли к педагогам, четко понимают цели каждого этапа занятия, активно включаются в работу и помогают своим малышам. Переходим к основному этапу - формированию навыка двигательного и речевого подражания.
Сначала делается акцент на развитии слухового внимания, крупной моторики и общего двигательного подражания. Это хороводные, жестовые, а чуть позже и пальчиковые игры с обязательным использованием ритмизированного речевого материала.
По клавишам, по клавишам (пальцы рук согнуты, как для игры на пианино, и ударяют по полу)
Стучим-стучим-стучим.
По клавишам, по клавишам
Стучим-стучим-стучим.
Если пальчики не смогут (показать пальчики),
То ладошки им помогут (показать ладошки).
Ладошками, ладошками
Стучим-стучим-стучим (бить ладошками по полу).
Ладошками, ладошками
Стучим-стучим-стучим.
А ладошки вдруг не смогут (показать ладошки),
Кулачки тогда помогут (показать кулачки).
Кулачками, кулачками
Стучим-стучим-стучим (бить кулачками по полу).
Кулачками, кулачками
Стучим-стучим-стучим.
А если кулачки не смогут,
То нам пяточки помогут.
Пяточками, пяточками
Стучим-стучим-стучим.
Пяточками, пяточками
Стучим-стучим-стучим.
Игра проводится в течение всего учебного года, вначале закличку поют педагоги, затем подключаются мамы. Через
10-15 занятий логопед начинает делать паузу перед последним словом в строке, побуждая детей продолжить хорошо знакомый текст. Это может быть и все слово целиком, и его слог. Этот же прием используется и в других речевых играх. Здесь важно не просить ребенка: «Скажи! Повтори!» Малыш чаще всего осознает свое затруднение, и таким требованием мы только закрепим в нем сознание его неуспешности.
Стимуляция речевой активности подразумевает сначала формирование и закрепление пассивного словаря в конкретной комфортной игровой ситуации, а затем «как бы» непроизвольное эмоциональное оречевление. Иногда ребенок сам удивляется - у меня получилось что-то сказать? Примерно по этой же схеме действует логопед при работе с более старшими детьми при отсутствии у них активного речевого высказывания.
Во время проведения игрового массажа также используется сочетание речи и ритмичного движения. Постепенно дети и мамы меняются местами, мамы ложатся на подушки, а малыши выполняют массажные движения под музыку. Здесь, помимо развития речи и моторики, важно установление более тесного эмоционального контакта между мамой и малышом. Мамы детей с ОВЗ - особая категория. Они учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть, и получать удовольствие от общения с ним. В свою очередь, у ребенка появляется возможность стать лидером в паре, выразить свою любовь к маме языком тела. Игровой массаж является стимулирующим фактором для развития коммуникативной функции речи.
Упражнение на тактильно-эмоциональный контакт мамы и малыша
Стоя лицом в круг, припевая:
Плывет кораблик по волнам - потягушечки.
Плывет кораблик по волнам - потягушечки, повертушечки.
Плывет кораблик по волнам - потягушечки, повертушечки, обнимушечки.
Плывет кораблик по волнам - потягушечки, повертушечки, обнимушечки, поцелушечки.
Итак, в активной речи детей стали появляться звукоподражания, усеченные и общеупотребительные слова. Следующий этап работы логопеда - формирование фразы и навыков словоизменения. Здесь используются прежде всего сюжетная игровая и речевая ситуация и игра по правилам.
Авторы, занимающиеся вопросами изучения становления детской речи, отмечают, что в возрасте 1 год 7 мес. - 1 год 10 мес. у ребенка должны появиться первые двусловные фразы. На практике мы видим, что у детей и в два, и в три года фразовая речь отсутствует, хотя ребенок пользуется номинативной лексикой. А где же предикат? Для его появления в активной речи требуется действие, сюжет. Поэтому логопед переходит к играм, где мы не просто называем игрушки или предметы, не только отвечаем на вопрос «Что это?», «Кто пришел?». Моделируется игровая ситуация, подбирается речевой материал и планируется диалог так, чтобы ответом на вопрос было слово-действие. Например, в соответствии с алгоритмом занятия дети знают, в какой момент мы будем играть с мыльными пузырями. Только теперь логопед спрашивает: «Что будем делать?» - «Дуть!» В другой игре, где мишка зимой спал, станем стимулировать договаривание знакомой рифмовки:
Мишка, мишка, хватит... СПАТЬ!
Надо, мишенька... ВСТАВАТЬ!
Или:
Бабу снежную... ЛЕПИЛИ,
Птичек крошками... КОРМИЛИ и т. д.
Обязательным условием является соответствие слова и происходящего действия:
Вот ворона... ПОЛЕТЕЛА (дети бегут по кругу, машут руками),
Вот она на землю... СЕЛА (все приседают на корточки).
И, покачиваясь из стороны в сторону, произносим:
«Бом-бом»: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы». Дети стараются повторить.
Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: «тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны.
Таким образом, можно обозначить основные условия, способствующие формированию и развитию активной речи как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях:
1. Многократное повторение доступного и краткого речевого материала.
2. Положительный эмоциональный фон.
3. Игровая форма проведения занятия.
4. Активное участие мамы.
5. Использование ритмов, сочетание речи и движения.
6. Сюжетная игра.
В завершение хочется отметить, что раннее начало коррекционной работы дает возможность предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии малышей. Дети с задержкой речевого развития в течение учебного года успешно преодолевают свое отставание в формировании активного высказывания. Другим детям - с минимальной динамикой - рекомендуется изменение образовательного маршрута: индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом либо другие формы работы в зависимости от актуального развития ребенка.

Елена МОХИРЕВА,
Дарья КЛЕЦ, учителя-логопеды территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы