Цель работы учреждения - оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Все сотрудники центра стараются сделать так, чтобы ребятишкам с трудностями в развитии было у нас уютно и интересно, чтобы они нашли друзей, чтобы у них появились новые интересы и увлечения.
В центре созданы все условия для детей с различными заболеваниями.
При въезде - детская площадка с каруселями, на которых катаются ребята на инвалидных колясках. Два специализированных микроавтобуса с подъемниками, на которых ребята совершают увлекательные путешествия.
У нас создана безбарьерная среда - поручни в коридорах, просторные лифты, которые доставляют маленьких учеников на любой из трех этажей здания. Во многих учебных кабинетах - парты-трансформеры с откидными крышками, за ними удобно учиться детям на колясках. Хорошо зарекомендовали себя и интерактивные доски с сенсорным экраном, на которых непишущие дети могут работать наравне с другими.
Особый восторг у детей вызывают мягкие модули в коридорах, на них на переменке можно и полазить, и попрыгать. В 2015 году центр стал победителем конкурса «Город для всех» по безбарьерной среде среди образовательных учреждений Москвы. И в марте 2016 в фойе нашего центра торжественно прикрепили полученную награду.
Ребята учатся у нас с удовольствием, ведь здесь они могут не только получить образование и помощь специалистов (дефектологов, логопедов, психологов), но и посетить студии ДО, посмотреть концерт и поучаствовать в спортивных праздниках. Индивидуальный подход в соответствии с возможностями здоровья и интересов учащихся осуществляется за счет часов школьного компонента, распределения учебных часов по образовательным областям в зависимости от состояния психического, физического и соматического здоровья обучающихся. Дети находятся в центре с мамой и потому имеют возможность спокойно привыкнуть к новой обстановке и людям. Расписание у каждого свое: в какой-то день ребенок может посетить два занятия, в другой - три. Определить это могут в том числе и сами родители, учитывая физические возможности ребенка и его интересы.
Количество учебных дней и уроков в течение дня устанавливается в соответствии с индивидуальным расписанием, которое учитывает особенности психофизического развития обучающихся, их возможности и ориентируется на СанПиН.
С появлением нашего центра дети впервые получили возможность 4-5 раз в неделю от 4 до 5 часов в день обучаться, посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия, заниматься творческим развитием своих способностей вне дома.
Здесь же для них проводятся досуговые мероприятия, направленные на преодоление эмоциональной депривации. Не менее одного раза в месяц в центре выступают концертные группы, театры, учреждения дополнительного образования детей. Здесь большой блок дополнительного образования - 15 студий и секций адаптивной физической культуры, для того чтобы максимально развить ребенка, его личность, творческие и физические способности.
Программа общеобразовательная, но достаточно модифицированная, педагоги знают, как обучать таких детей. Особое значение уделяется занятиям по физическому воспитанию - ведь это очень важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У нас два спортивных зала, оснащенных всем необходимым:
- на полу - татами;
- специальные тренажеры для развития и укрепления мышц.
Наряду с традиционным оборудованием есть и специализированное.
Студия «Ботега» имеет звание образцового коллектива. К услугам детей два педагога и весь спектр художественных направлений: керамика, живопись, батик, графика, офорты. Весь центр оформлен работами детей и педагогов. Есть кружок оригами. Перспективное направление - лего-конструирование. В Институте новых технологий закупили все необходимое - от самых крупных деталей до робототехники. Дети участвуют в большом количестве конкурсов, становясь их лауреатами. Огромная витрина при входе - постоянно действующая и непрерывно меняющаяся выставка детских работ.
Еще много хочется рассказать про нас, про интересные и необычные предметные недели, про веселые конкурсы и просто про то, как нам хорошо всем вместе - педагогам, родителям и детям. Ведь для многих наш центр - последняя надежда после многих учреждений, больниц и просто обучения на дому.
Мы сегодня решаем важнейшие задачи по социализации детей-инвалидов, и главное - то, что ребенок может получить всю необходимую помощь, не покидая стен учреждения: получить образование, заняться любимым делом и просто пообщаться с друзьями.
Ведь мы стремимся создать такую школу, в которой все дети без исключения будут иметь равные права на счастье.

Ольга БУРЛАКИНА, и. о. директора Центра инклюзивного образования «Южный»;
Елена МАЛЫГИНА, учитель-дефектолог Центра инклюзивного образования «Южный»