Школьники как часть общества - самая уязвимая его часть, подверженная всяческим рискам роста, - все-таки быстрее адаптируются к реальности в силу свойств молодого организма, а вот школа зачастую не успевает или не хочет даже на йоту изменять свои педагогические принципы и методические приемы. Потому что уж очень ценим мы стабильность. Но, как верно заметил однажды министр образования Москвы Исаак Калина, стабильность вовсе не является синонимом надежности: «Надежно в нашем мире неопределенностей как раз мобильное». Он отметил также, что одна из основ надежности школы - управленческая: «Механизм управленческой надежности - публичность, открытость, прозрачность». Но как сконструировать и непрерывно поддерживать такой механизм?
Обеспечение образовательного учреждения всем необходимым на субъект-объектной линейке «учитель - ученик» сегодня в основном работает. И работает правильно, без крупных аварий. Но это лишь плоскостное решение проблемы, которое может дать сбой в любой нестандартной ситуации. Здесь приходится искать объемные управленческие решения, среди которых превалируют: обеспечение ролевой многофункциональности руководителя административной
команды, портфель проектов как механизм системной реализации образовательной деятельности, возможность реального выбора спектра действий в рамках образовательного комплекса для всех партнеров - для учителя, родителя, ученика, представителя общественности и государства.
Такая стратегия развития предполагает несколько составляющих: инновационность, создание организационного, научно-методического, информационного сопровождения введения и реализации ФГОС, обеспечение доступности качества образования на всех уровнях, введение новаторских и реализация традиционных здоровьесберегающих технологий, формирование инновационной образовательной среды для повышения качества общего образования в области естественно-научных и технических дисциплин.
Внутри каждой из этих составляющих - свои объемные 3D-разработки и системные решения, образно говоря, из этих «кубов» мы и составляем, конструируем управление. Но только не раз и навсегда, в законченном виде, скрепляя и цементируя части, а применяя метод мобильных перестановок, когда, оперативно анализируя данные, часть блоков можно переставить, а часть - временно притормозить, сообразуясь с конкретной текущей ситуацией. Конечно, всякий руководитель и его команда должны отдавать себе отчет в своих поступках и понимать цели и последствия своих действий. Но ведь этому и должна учить современная школа, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособной в условиях непрерывно меняющейся картины мира. И прежде всего этому должен научиться руководитель, чтобы системно передавать эти умения лидерам команды, а в конечном счете и своим ученикам.
В годы войны для быстрого оповещения о нападении противника применялась особая машина - ревун, аналог сирены, что слышна на огромных расстояниях. Таким «ревуном», мобилизующим всю управленческую систему, может стать для управленческой команды сбой одного-единственного «куба» построенной модели развития. Ведь где тонко, там и рвется. Если захромало, например, здоровьесбережение, то на него не поставишь управленческий «куб» инновационных технологий - не выдержит, рухнет вся система. Лидеру команды приходится рассчитывать на много ходов вперед при распределении моральных и материальных ресурсов организации.
В данном контексте не лишним будет отметить, что опытный руководитель всегда опирается на грамотных представителей своей
команды, не ограничивая их свободу, а, наоборот, расширяя ее рамки и строго контролируя лишь результат. Поэтому управленческой культурой, то есть умением организовать деятельность, направленную на выработку решений, контроль, регулирование, анализ и подведение итогов, должен обладать и учитель как основной ресурс воспитательного и образовательного процесса. И в этом смысле созданный мобильный управленческий конструктор обладает возможностью проецировать общие задачи на задачи конкретные, для каждого педагога и каждого урока. Говоря проще, любой урок - это тоже управленческий конструктор в миниатюре, когда отдельные блоки легко переставляются и добавляются, исходя из ситуации.
Таким образом, основополагающий принцип нашей команды - принцип развития управленческой компетенции всех субъектов деятельности. Здесь четко осознается необходимость создания условий для успешной деятельности тех, кем управляют. Не навязывать архитектуру построения урока, плана воспитательной деятельности, программы обучения, а обозначать цели, с тем чтобы каждый управленец (учитель) на своем уровне, умея мониторить ситуацию и находить нужную информацию, выстроил систему решения задач на основе собственного управленческого конструктора.
Управленческая компетенция педагога сегодня ставится во главу угла вовсе не потому, что все должны в случае чего уметь управлять образовательной организацией, но потому, что эта компетенция важна в нашем обществе для каждого человека. Организовать свой труд, критически его осмыслить, оценить, скорректировать свои действия, причем оперативно и безошибочно принять решение, - все это умения XXI века. Ведь энциклопедические знания сегодня уходят на второй план, а успешными станут мобильные, предприимчивые, организованные, ответственные, коммуникабельные сотрудники на любом предприятии. Воспитать таковых - важная задача школы, и образовательная организация тем более надежна, тем более конкурентоспособна, тем более способна обеспечить технологическое лидерство страны, чем выше управленческая компетенция педагогов и администрации. «Уметь слышать время» не так уж просто, и над этим вопросом придется поразмыслить каждому, кто хочет успеть и стать успешным.

Межрайонный совет директоров образовательных организаций Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Москворечье-Сабурово и Царицыно