Цель программы - дать зрителю больше возможностей для вхождения в контекст современного театра, сделать театр не только местом показа спектаклей, но и просветительским центром, своеобразной «точкой силы», сформировать тем самым театрального зрителя нового поколения. Такой подход оставляет театр общедоступным, а БДТ этим всегда славился и гордился, к тому же это позволяет театру вместе со зрителями двигаться в направлении поиска и эксперимента, рассматривать драматическое искусство как способ исследования мира и познания себя.
История «Педагогической лаборатории» началась в 2013 году, когда художественным руководителем БДТ стал Андрей Могучий, а социально-просветительское направление работы театра возглавил режиссер и педагог Борис Павлович. Для театра было очевидно, что один из самых эффективных путей воспитания нового зрителя - контакт со школьными педагогами, ведь они работают с детьми, нынешними и будущими театральными зрителями.
Театральная педагогика сегодня - перспективное направление развития практики, дающее учителю конкретные инструменты для работы по новым образовательным стандартам: ведь театральные методики позволяют осознанно развивать в учениках самые различные виды компетенций - от личностных до коммуникативных.
Не секрет также, что учителям необходимо иметь в своем портфолио определенное количество часов курсов повышения квалификации - без этого не пройти очередную аттестацию. И учителям иногда приходится выбирать меньшее из зол, поскольку не всегда курсы отвечают их реальным потребностям. В БДТ подумали, что могли бы предложить такую программу, которая реально будет интересна и нужна педагогам. И вот в 2016 году Педагогическая лаборатория БДТ в сотрудничестве с Информационно-методическим центром Центрального района Санкт-Петербурга и при информационной поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга открыла набор на официальную программу повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе» для 50 петербургских учителей.
Для участия в программе принимались все желающие педагоги: это могли быть учителя любых предметов, и не только они, но и педагоги дополнительного образования, ведущие с детьми кружки и студии. Причем участие в программе для всех абсолютно бесплатное, это принципиальная позиция театра. Места на программу разобрали в считанные дни, пришлось даже вводить квоту - не больше 2 человек от одной школы, в самих школах шла борьба за то, кто сможет пойти на курс в БДТ. Кроме того, для участия в программе записались молодые магистранты Педуниверситета имени Герцена. И, вопреки стереотипу о «женском лице» современного школьного образования, пятая часть слушателей курсов - мужчины.
С ноября по май учащиеся «Педагогической лаборатории» занимаются в Большом драматическом театре по 4 модулям: «Как смотреть спектакль (анализ театрального языка)», «Режиссура урока и актерский тренинг», «Документальный театр и документальная пьеса в школе» и «История театра на уроках в школе». Педагоги, ведущие занятия в лаборатории, принадлежат к молодому поколению театральных деятелей Петербурга: режиссеры Борис Павлович и Ада Мухина, драматург Наташа Боренко, театровед Оксана Кушляева и ваш покорный слуга. Слушатели курсов смотрят и анализируют спектакли, пишут пьесы, разрабатывают сценарии уроков и пробуют реализовать свои идеи на практике.
Каковы первые впечатления от работы педлаборатории этого года? Встретившись впервые в БДТ, в том самом зале и за тем самым столом, за которым начинаются в театре «застольные репетиции» и происходят первые читки пьес, учителя Петербурга вместе с преподавателем модуля «Как смотреть спектакль» Борисом Павловичем искали ответы на вопросы, что же такое театр, в чем уникальные характеристики этого вида искусства и что, собственно, означает «смотреть спектакль». Потом пробовали анализировать последнюю премьеру Большого драматического - спектакль Андрея Могучего «Гроза», представляющий собой опыт соединения традиционного и современного театральных языков. А после разбирали понятие «интерпретация» на примере разных постановок шекспировского «Гамлета» в театре XX и XXI веков. В общем, педагоги спорят, задумываются, удивляются, открывают новое, советуются, и самое главное, что все это они передадут дальше, своим ученикам.
В планах театра сделать «Педагогическую лабораторию» постоянно действующим проектом повышения квалификации учителей города, причем не ограничиваться одними и теми же модулями, каждый год обновляя содержание программы так, чтобы учителя могли возвращаться в лабораторию за новым опытом. Уже сейчас БДТ получает предложения о сотрудничестве в реализации подобных программ из театров других регионов России и надеется быть пионером, чей опыт пригодится российскому образованию в дальнейшем.
Как сказал в недавнем интервью Андрей Могучий: «Везде и всегда главным для меня был поиск подлинности - и в традиции, и в новаторстве. Я их не стал бы разделять, ведь любая традиция всегда начиналась с новаторства. Есть вещи устаревшие, есть неустаревшие, и если они живые, если они пульсируют и создают энергию в зале, я буду их сторонником». Эти слова можно отнести не только к театру, но и к современному образованию.
Завершится работа «Педагогической лаборатории» большим публичным событием, где будут представлены проекты, которые участникам лаборатории удалось воплотить со своими учениками в течение этого года, и те инициативы, которые они планируют реализовать в будущем. Театр не ограничится тем, что выдаст учителям удостоверения о повышении квалификации, он заинтересован в том, чтобы в дальнейшем поддерживать контакт с выпускниками лаборатории и помогать им в воплощении их замыслов.

P.S. Об итогах работы педлаборатории БДТ мы обязательно расскажем в конце учебного года.

Александр ДЕМАХИН, учитель года России-2012, руководитель социально-просветительского отдела БДТ