Опыт моей работы показывает, что мало быть хорошим учителем с множеством регалий для того, чтобы называться педагогом. Наверное, педагогом надо войти в эту жизнь, или, по крайней мере, очень сильно трудиться, трудиться во многом не над оттачиванием знаний биологии, истории или географии, а трудиться над собой, много и целенаправленно работать для развития своих профессиональных, педагогических навыков и компетенций.
Часто слышу, что учитель перестал играть свою важную роль в жизни школы, детей, родителей и превратился в услугу, которая «должна приходить к ребенку». Но если учитель научил, то это значит, что учитель хороший. Таким образом, главный критерий, по которому оценивают учителя, - качество образования, которое имеет на выходе ребенок. Педагог сегодня должен знать, что хочет ребенок, на что он ориентируется и чем увлекается, что хочет получить в итоге своего обучения. Педагог - это не просто катализатор умственного развития как обособленного процесса, учитель вкладывает в детей знания, которые непременно должны готовить ребенка к жизни в обществе, быть конкурентоспособным, самостоятельным, инициативным, полноправным членом общества. Должен ли педагог круглосуточно оказывать такую услугу детям? А родителям? На мой взгляд - нет, ведь грамотный специалист (вне зависимости от сферы труда) сможет распределить деятельность на весь рабочий день так, чтобы уложиться в свой план-график.
Мне могут возразить и сказать: «Но родители звонят и пишут вне зависимости от рабочего времени, а дети вообще не оставляют в покое, добавляясь во все существующие социальные сети и заполняя собой все пространство». Тогда у меня возникает вопрос: кто детям и родителям не объяснил особенности своего рабочего дня? Ведь мы все обладаем навыками самопрезентации, можем коммуницировать на высоком уровне и решать любые посильные и непосильные задачи. Я не стал бы догматично рассуждать о том, что до 18.00 и все, дальше не педагог. Педагогами мы остаемся в любое время. Являясь педагогом-психологом, я знаю, что у ребенка или его родителя может возникнуть проблема, решение которой не терпит отлагательств, моя реакция в этом случае последует, я не откажу ребенку, но это не характеристика педагога, это характеристика человека, здоровой личности.
Педагог не является понятием круглосуточным, педагог вообще не является понятием, педагог - это человек дела, несущий в жизнь детей все самое лучшее, что создано и накоплено в нашем обществе.

Станислав ПЛЕСНЕВИЧ, старший вожатый, педагог-психолог гимназии №1274 имени В.В.Маяковского, финалист конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»